Не так давно существовали водительские права, категории которых подразумевали управление пятью видами транспорта. В 2013 году, возможно, основываясь на опыте западных стран, поменялись не только названия, но и добавлены подкатегории, а также условия и правила получения удостоверений.
Для того чтобы иметь право на эксплуатацию транспортного средства, в 2015 году вводится новая система оценки психофизиологического состояния водителя. При этом будут учитываться не только результаты медицинской комиссии, но и обособленная проверка. Она включает в себя оценку скорости реакции, памяти, пространственного восприятия, а также глазомера (не путать с остротой зрения) и психическую устойчивость.
На данный момент существуют 16 категорий удостоверений на управление разными транспортными средствами, включая троллейбусы и трамваи.
Категория М
Водительские права категории М могут получить подростки с 16 лет. Это дает право на управление скутером или мопедом. Но так как соответствующей программы образовательного характера еще не существует, этот вид удостоверений пока не выдается. В скором будущем Министерство образования планирует сформировать соответствующую базу для подготовки водителей.
Категория А и подкатегории
Получить разрешение на управление мотоциклом может любой житель страны, достигший возраста 18 лет для А, и 16 лет – для А1.
Разница между основной категорией и подкатегорией заключается в том, что, имея удостоверение с отметкой А1, можно управлять мототранспортом с мощностью двигателя не более 125 куб. см. В данном случае дополнительной будет являться подкатегория А1, основной – категория А водительских прав. Цена на прохождение курса в автошколе зависит от региона, и в среднем составляет 8-9 тысяч рублей.
Обучение предусматривает прохождение теории и практики только в автотехнической школе. Самостоятельная подготовка с 5 ноября 2013 года возможна для личного развития, но не будет засчитана как прохождение специализированных курсов. Поэтому, чтобы не тратить время, получать знания все-таки лучше в предназначенном для этого учреждении.
Когда стаж вождения будет составлять один год, и при этом водителю исполнится 18 лет, есть возможность пересдать на основную категорию А. Имея такое удостоверение, водитель имеет право ездить на мотоциклах без ограничений по мощности двигателя.
Сдавать нужно будет теорию, практику и вождение. Переподготовка на категорию составляет в среднем от 25 часов для любых прав.
Отдельная категория самоходных ТС – тракторы и квадроциклы - подразумевает наличие прав категории AI.
Для тех, кто обучается с нуля, категория А водительских прав (цена на полный курс обучения) может обойтись в несколько раз дороже, чем для водителей с опытом управления ТС.
В и подкатегории
Гражданин, который получил права на мотоцикл, может перемещаться на квадроциклах и трициклах, которые относятся к категории В1.
В 18 лет любой человек, годный по состоянию здоровья, имеет возможность получить водительское удостоверение, которое дает право на пользование автомобилями с разрешенной массой 3,5 тонны и с числом пассажиров, не превышающим 8 человек.
Также к В-категории относят ТС с прицепами, которые не должны по массе быть больше 750 кг. Если вес прицепа превышает последнее значение, общая масса должна быть не более 3,5 тонны. Составная конструкция такого типа относится к разряду ВЕ.
С и производные
Следующей категорией транспортных средств, на управление которыми понадобятся права на машину С-класса, являются ТС с массой менее 3500 кг и/или прицепом, вес которого не должен превышать 750 кг.
С1–категория в водительском удостоверении позволяет управлять автомобилем с прицепом общей массой от 3500 до 7500 кг – легкими грузовиками. Если максимальный вес прицепа в составе превышает 750 кг, должна быть открыта СЕ.
С1Е – автомобили С1 с массой прицепа от 750 кг и общей массой не более 12 т.
Открывать данную категорию в удостоверении можно только с 20 лет.
D и подкатегории
Наличие категории Д водительских прав позволит управлять ТС для перевозки пассажиров. При этом количество мест может превышать значение в предыдущей категории. Граждане с правами D могут работать на маршрутных такси и автобусах, то есть профессионально заниматься перевозкой людей. Получить право управления таким ТС возможно при стаже более 12 месяцев.
В нише D1 находятся пассажирские ТС меньших габаритов, где от восьми до шестнадцати мест для сидения, а также с прицепом массой не более 750 кг.
Категория Д-Е разрешает водителю управлять транспортом D с прицепом, масса которого не более 750 кг. К таким ТС относятся сочлененные автобусы.
Далее, D1Е - категория включает в себя автомобили D1, которые не предназначены для транспортировки людей, и общая масса которых не более 12 т, а вес прицепа - более 750 кг.
Открыть категорию Д и ее производные можно будет, по новым правилам, при достижении 21 года.
Tm и Tb
Данная категория предназначена для трамваев и троллейбусов. Гражданин, имеющий права такого класса, не может управлять другими ТС. Обучение на водителя трамвая или троллейбуса производится при депо, экзамены сдаются там же. Как правило, курсы по длительности превышают сроки в автошколе и составляют 5-6 месяцев.
Возможность передвигаться на автомобилях другого типа зависит от того, сколько категорий водительских прав открыто у водителя.
Если водитель не садился «за руль» транспорта в течение года, ему необходимо будет сдать экзамены заново.
Категория Е
Отдельно от остальных ступеней Е-категория в текущем законодательстве не рассматривается, а идет как дополнение к основным. Нововведение позволяет водителям ездить, например, на легковом автомобиле с прицепом, который по массе превышает 750 кг. Сдавать экзамены на новую категорию и менять права не придется.
Ранее для управления автомобильным составом требовалась отдельная категория Е водительских прав. На данный момент литера может быть присвоена в дополнение к любой ступени.
Однако дополнение не всегда так необходимо, как кажется. В случаях, если легковой автомобиль везет за собой прицеп массой меньше 750 кг или больше этого веса, но при этом общая масса составляет не более 3500 кг, достаточно категории В.
Открытие подкатегорий
Так как основных и дополнительных категорий на сегодняшний день много, и одни вытекают из других, есть возможность не открывать подкатегории, пользуясь только основной. Подвиды открываются автоматически:
- С правами категории А можно управлять ТС, которое относится к А1.
- С-категория позволяет пользоваться автомобилем С1, с открытой СЕ можно управлять С1Е.
- Удостоверение D-категории подходит и для транспорта D1, права ДЕ позволяют управлять машинами класса D1Е.
- Права В дают возможность эксплуатировать квадрициклы и трициклы, которые относятся к категории В1.
Получение прав более высокой категории подразумевает наличие таковых более низкой ступени. Например, будущий водитель категории Д должен иметь права ВС. Отдельно более высокая категория не открывается, кроме С и В, на которые можно сдать экзамен, не имея прав изначально. Хотя на практике встречается и отдельно открытая категория D. В основном, это удостоверения старого образца, где были прописаны только основные категории.
Документы в ГИБДД
После того как обучение в автошколе пройдено и сданы экзамены в ГИБДД, необходимо получить удостоверение. Стоит отметить, что права выдают с учетом того, на каком автомобиле проводилось обучение – МКПП или АКПП. Это обстоятельство указывается в удостоверении. Обучающийся на «механике» может управлять «автоматом», но не наоборот.
Будущий водитель приносит следующие документы:
- Паспорт/военный билет.
- Медицинское заключение. Комиссию проходят только в лицензированном на этот вид деятельности учреждении.
- Документ, подтверждающий обучение в автошколе.
- Заявление на получение удостоверения.
- Справка о месте постоянной или временной регистрации.
- Квитанция об уплате госпошлины (800 рублей).
Для замены прав потребуются те же документы, кроме справки из автошколы.
Просроченные документы
Права на машину имеют срок действия 10 лет, медицинская справка о годности – 2 года.
Следует отметить, что просроченная комиссия не является поводом для изъятия удостоверения. Однако если в десятилетний период владения возникнет необходимость заменить права или восстановить, справка обязательно понадобится.
Движение с просроченными документами приравнивается к управлению без таковых со штрафом 2500 рублей. Поэтому при встрече с сотрудниками ГИБДД нужно быть готовым к тому, что автомобиль отправится на штрафстоянку, но недействительные «корочки» останутся у автовладельца. В этом случае необходимо как можно быстрее получить новое удостоверение, оплатив перед этим сумму, указанную в постановлении.
Пока документ находится на переоформлении, нужно воспользоваться временным разрешением (госпошлина 500 рублей), которое дает возможность управлять автомобилем на протяжении двух месяцев.
На данный момент все просроченные удостоверения имеют дату выдачи ранее 2014 года, поэтому в них указаны только основные категории водительских прав. Новый документ будет содержать все 16 ступеней, некоторые из них будут открыты автоматически.
Своевременная замена удостоверения ничем не отличается от замены просроченных прав, и экзамены в этом случае также не предусмотрены.
Несколько слов о медкомиссии
Обследование на пригодность к управлению транспортным средством имеет несколько особенностей. Кроме того что срок справки ограничен, необходимо учитывать категорию, на которую претендует кандидат.
В том случае, если в заключении указана категория B, водительские права выдаются только на B. При необходимости открыть новую категорию в течение двух лет придется пройти комиссию еще раз.
На справке с медицинского учреждения также могут стоять особые отметки, которые затем переносятся на удостоверение. Они указывают на заболевание, со временем перерастающее в опасное состояние для управления автомобилем. Как правило, это относится к зрению.
Проходить обследование нужно один раз в десять лет, если водитель использует автомобиль в личных целях, раз в два года и чаще – если вождение связано с особенностями профессии. Например, водитель категории Д может быть подвержен предрейсовому и послерейсовому осмотру. Врач, выявивший какие-либо отклонения в здоровье сотрудника, имеет право отстранить его от работы.
Мнения специалистов об изменении частоты обследования противоречивы. Комиссия раз в десять лет совершенно неприемлема, если водитель находится в преклонном возрасте, и его здоровье может ухудшаться с каждым годом. В этот период могут проявиться те заболевания, которые не позволят автовладельцу адекватно управлять машиной.
Сроки действия документов
Кроме срока действия прав и медкомиссии, существуют временные интервалы обучения, сдачи на категорию и стаж вождения. Об этом следует помнить и применять эти знания правильно.
Открыть более высокие категории водительских прав можно только после обучения в соответствующей автошколе, которая ведет подготовку по этим направлениям. Сроки прохождения курсов в среднем 1,5-2 месяца с необходимым количеством часов. Для открывающих другую категорию базовые положения не изучаются, переходят сразу непосредственно к практике.
На следующую категорию автовладелец может сдавать не ранее, чем через месяц после получения какой-то ступени. Иначе сотрудники ГИБДД могут заподозрить сдающего, как минимум, в подделке документов. Ведь по закону требуется проходить обучение в автошколе, самоподготовка недопустима. Курсы длятся в среднем один месяц. Поэтому стоит подождать некоторое время, прежде чем сдавать экзамены, даже если имеется свидетельство о подготовке в автошколе.
В том случае, если будущий водитель «завалил» экзамен, через неделю придется его пересдавать. Неудачи три раза подряд говорят о том, что нужно подготовиться более тщательно, на что дается тридцать дней.
Необходимо помнить, что теоретическая составляющая, если она уже сдана, имеет срок действия шесть месяцев, после чего испытание нужно будет проходить снова.
Если ученик прошел полный курс в автошколе, но не захотел или не смог по каким-либо причинам получить права, он иожет это сделать в любое удобное время. Свидетельство об обучении бессрочно.
Международные права
Категории водительских прав, открытые в России, могут быть действительны и в других странах, подписавших Конвенции – Венскую или Женевскую. Согласно этим документам, водители, получившие международное удостоверение в РФ, имеют право перемещаться на автомобиле в пределах иностранного государства.
В рамках Венской Конвенции водителям разрешено пользоваться только национальными правами. Однако, во избежание неприятных ситуаций с иностранными полицейскими и автопрокатными агентствами, международный образец лучше все-таки получить.
К слову, наличие последнего не дает право водителям управлять автомобилем в РФ, если только у него нет национального удостоверения.
Те категории водительских прав, которые были открыты до выезда за границу, будут действовать и на территории другой страны. Как правило, более востребованной является категория В, так как передвижение происходит на легковом автомобиле. Стоит отметить, что наличие этой ступени не позволяет за рубежом управлять мотоциклом, который принадлежит к категории А, так же как и в России.
Документы, которые необходимы для получения международных прав, почти ничем не отличаются от обычной замены или получения удостоверения. Единственным дополнением станет черно-белая фотография размером 3,5 х 4,5 см и размер госпошлины – 1600 рублей.