Современное развитие технологий и методов ведения бизнеса требует от работников определенных знаний и умений. Каждый сотрудник организации должен не только обладать определенными навыками, но и регулярно их улучшать. Проще всего эти показатели определяются термином «квалификация», это соответствие работника должности.
Понятие
Квалификация – это определенный уровень практических и теоретических знаний и умений конкретного работника, занимающего определенную должность. Этим понятием определяется соответствие работника цели и миссии предприятия, понимание не только ближайших, но и отдаленных целей бизнеса.
Кроме того, выделяют еще и соответствие должности и направления по диплому. В этом случае квалификация - это присвоение определенной специальности или профессии, полученной во время обучения в образовательном учреждении высшего, среднего или начального образования.
В разных организациях отличается подход к определению уровня квалификации работников. Чаще всего для этого проводят аттестацию. Ее цель – выявить соответствие сотрудника занимаемой должности.
В результате аттестации принимаются решения о дальнейшем продвижении, обучении или увольнении определенного работника. Обычно это выражается следующими стандартизированными формулировками:
- Соответствует своей занимаемой должности полностью.
- Соответствует частично, требуется повышение квалификации.
- Не соответствует – требуется либо увольнение, либо переобучение, если у организации есть соответствующие ресурсы.
Большинство специалистов организации должны повышать свою квалификацию достаточно регулярно, не реже чем раз в пять лет. Обязанность проходить это профессиональное обучение должна быть закреплена в нормативных документах – коллективном трудовом соглашении, инструкции по виду деятельности, приказе или распоряжении руководителя, уставе организации.
Законодательством предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации работников следующих профессий:
- Педагогические работники – учителя, преподаватели, мастера производственного обучения.
- Медицинские работники – младший и средний медперсонал.
- Работники, связанные с опасными условиями труда – пожарные, электрики, водители общественного транспорта и т. д.
- Работники пищевой промышленности.
- Госслужащие и т. д.
Виды повышения квалификации
Чтобы повысить и улучшить профессиональный уровень, работникам надо определиться с выбором вида повышения квалификации. Это могут быть:
- Стажировки – научные, педагогические или профессиональные.
- Мастер-классы, тематические лекции и тренинги от ведущих специалистов профессии.
- Выездные семинары, симпозиумы, летние школы.
- Интерактивные дистанционные программы.
- Индивидуальные длительные стажировки на ведущих предприятиях и в научных центрах.
Организации следует внимательно отнестись к выбору вида профессионального обучения сотрудников, чтобы получить максимальную отдачу затраченных средств.
Доступные формы повышения квалификации
При всем богатстве видов, выделяют лишь несколько законодательно утвержденных форм повышения квалификации:
- Краткосрочное обучение, менее 72 часов длительности, проводится в рамках актуальных проблем профессии, по окончании выдается сертификат.
- Длительное обучение, более 100 часов – обычно предоставляется специализированными учебными заведениями, и по окончании выдается свидетельство.
- Курсы проблемного характера при специализированных учебных центрах.
Выбор формы для дополнительного профессионального обучения - задача, которая стоит перед сотрудниками кадровых отделов. Правильно повышенная квалификация – это гарантия того, что работник будет грамотнее выполнять свои обязанности. А значит, и приносить доход предприятию.
Курсы повышения квалификации: особенности выбора
Современный рынок образовательных услуг предоставляет большой выбор видов и форм обучения, профессионального и дополнительного. Курсы повышения квалификации разнообразны и доступны по стоимости. Кроме того, есть возможность посещать специализированные занятия дистанционно.
Выбирая место повышения квалификации для работников, надо обратить внимание на:
- Наличие документа, разрешающего подобную деятельность, подтвержденного соответствующим сертификатом.
- Перечень профессий и возможности скидок за корпоративное обучение.
- Материальную базу обучающего центра.
- Квалификацию преподавателей.
Грамотный подход к повышению квалификации работников – залог успешного бизнеса.