Для того чтобы производственное предприятие было успешным, владельцы должны заранее позаботиться о формировании его товарной политики. Обычно на эту должность нанимают специально обученного человека – товароведа, который руководит данной сферой. Его задача состоит в том, чтобы улучшить экономические показатели фирмы по средствам улучшения сложившегося товарного ассортимента и номенклатуры продукции.
![Повышение прибыли](http://businessman.ru/static/img/a/131608/465396/77309.jpg)
Задачи и назначение
Товарная политика является одним из важнейших инструментов по продвижению на рынке производимых предприятием товаров. Ее назначение охватывает изучение и анализ потребительского рынка, прогнозирование и моделирование потребностей, а также создание предложения на основе нужд покупателей. Предлагаемая фирмой продукция должна полностью соответствовать нуждам клиентов по качеству и количеству.
![Контроль ассортиментной политики](http://businessman.ru/static/img/a/131608/465396/77311.jpg)
Если товарной политикой пренебрегать, это может привести к тому, что упадет эффективность продаж, и предприятие потеряет конкурентоспособность. Пострадать может и сортамент готовых изделий. Неблагоприятные моменты будут причинять значительный вред его структуре, что может привести к неустойчивости.
Составляющие товарной политики
Ассортимент продукции – это группировка изделий, которые сконцентрированы вместе по конкретной производственной отметке. Разнообразие этих продуктов должно быть ориентировано исключительно на потребителя, учитывать пожелания и нужды клиентов.
![Ориентированность на клиентов](http://businessman.ru/static/img/a/131608/465396/77312.jpg)
Товарная номенклатура – это все множество продукции, которое производит данная фирма. Обычно выступает в роли перечня, в котором указаны наименования производимого товара, выпущенное количество, кодировка, соответствующая каждому виду и подвиду.
Характеристики составляющих товарной политики
Ассортимент продукции может выступать в нескольких видах. Также его можно охарактеризовать по определенным количественным параметрам. Свои характеристики имеет и номенклатура продукции. Ознакомимся с самыми важными из них.
Разновидности ассортимента
К ним относят:
- Промышленный. Подразумевает под собой товары, производимые обособленным ответвлением промышленности или индивидуальной фабрикой данной отрасли. Такой ассортимент могут представлять собой десятки или сотни наименований продукции, которые производятся на конкретном предприятии.
- Торговый. Продукты, представленные в торговой сети. Например, в одном определенном магазине может быть сосредоточена продукция одного типа, изготавливаемая различными заводами.
- Простой. Данный вид ассортимента представляет разряд продукции, которую можно классифицировать не более чем по трем признакам. Примером в данном виде может выступать хлебный киоск, находящийся, наверняка, у каждого дома.
- Сложный. Данный ассортимент составляют общины товаров, сгруппированные более чем по трем признакам. Наиболее характерен для супермаркетов, которые ориентированы на разный целевой сегмент.
- Укрупненный. Товары, которые по суммарным отметкам составляют определенные совокупности. Такие продукты классифицируют на группы, классы и виды. Примером могут выступать разнородные отделы в гипермаркетах. В отсеке садоводства отобраны изделия одного конкретного назначения, а в детском уголке уже представлена община продукции другого назначения.
- Развернутый. Данная разновидность ассортимента представлена большой численностью вариаций продукции. Например, торговый магазин продает обувь, которая представлена различными ее видами – сапоги, туфли, кроссовки. Также эти товары изготавливаются разнообразными торговыми марками и командированы на покупателей с любыми материальными возможностями.
Численные параметры ассортимента
Структура - корреляция товарных групп, подгрупп, видов, разнообразий и наименований разрозненных продуктов в общем наборе товаров.
Широта – наполняется численностью названий и модификаций, которые содержатся во всем ассортименте. Чем он шире, тем более наполненным будет рынок.
Полнота – это обилие вариаций и названий продукции, входящей в определенные группировки однотипных изделий.
Номенклатуру товаров каждой фирмы можно охарактеризовать по разным параметрам. Рассмотрим самые значимые из них:
- ширина;
- глубина;
- насыщенность;
- гармоничность;
- рациональность;
- новизна.
Под шириной товарной номенклатуры подразумевают численность охваченных ею ассортиментных группировок с производимой фирмой продукцией. Например, некий завод бытовой химии производит порошки, отбеливатели, шампуни, мыло. Все это и есть одна ассортиментная группа номенклатуры средств для стирки и мытья.
Глубиной номенклатуры продукции является то, насколько разнообразным может быть предложение товаров в одной ассортиментной группе. Например, одну и ту же зубную пасту предлагают в отличных упаковках, с добавлением, скажем, ментола. При таком подходе показатель глубины становится значительно выше.
Также данный перечень готового сырья можно охарактеризовать с точки зрения насыщенности. Он подразумевает собой численность раздельных изделий, произведенных этой компанией.
Под гармоничностью номенклатуры товаров подразумевают, насколько близки друг к другу продукты, производимые одной фирмой. Как правило, готовые продукты должны быть схожи в использовании и производиться согласно одним и тем же нормам и требованиям. Например, компании, которая производит бытовую химию, нецелесообразно производить текстильную или пищевую продукцию.
Рациональность номенклатуры готовой продукции показывает то, насколько организация преуспевает в достижении своей цели по средствам удовлетворения покупателя.
Новизна показывает, насколько данный товар может удовлетворить меняющиеся потребности клиентов.
Развитие деятельности компании
Для улучшения и развития деятельности, компании целесообразно прибегнуть к таким методам:
- Наращивание товарной номенклатуры продукции путем создания новых сортаментных разрядов.
- Насытить имеющийся состав новыми подвидами и расфасовками.
- Разнообразить вариации выпуска и упаковки новой продукции фирмы.
Анализ производства
![Анализ номенклатуры продукции](http://businessman.ru/static/img/a/131608/465396/77313.jpg)
Для проведения оценки планового изменения номенклатуры продукции нужно рассмотреть, насколько предусмотренный порядок производства соответствует фактически выпущенному товару в отчетном периоде. Также нужно выявить, в полной ли мере выполняется изготовление, запланированной фирмой, продукции отдельной ассортиментной подгруппы. Для того чтобы произвести анализ численных коэффициентов выполнения плана, нужно рассмотреть последующие составляющие:
- Темп роста производства. Его характеризует то, насколько увеличивается среднесуточное производство товаров.
- Ритмичность производства. Определяется расчетом данных по степени готовности отдельных узлов на протяжении всего месяца.
![Увеличение производства](http://businessman.ru/static/img/a/131608/465396/77310.jpg)
Такой анализ номенклатуры продукции не покажет кумулятивную оценку выполненного порядка, поэтому нужно рассчитать индекс продуктового сортамента. Его рассчитывают, сопоставляя между собой произведенные изделия, по которым план, прописанный в номенклатуре, выполнен или перевыполнен. Их засчитывают в размере стоимости планового производства продукции. А также товар, по которому план не выполнен. Его считают в размере стоимости фактического выпуска. Следует учесть, что для проведения данного анализа берутся одни и те же цены. Это могут быть или сравнимые оптовые цены производителей, или же их оптовая стоимость, прописанная в плане. Также продукция уже изготовленная, но в плане не предусмотренная, при расчете учитываться не должна.
Заключение
На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что ни промышленное, ни товарное предприятие не будет благополучно функционировать, игнорируя ассортиментную политику и не ориентируя ее на клиента. Грамотный товаровед всегда должен идти в ногу со временем, чтобы спрогнозировать спрос на товар и надлежащие объемы его выпуска. Для этого важно знать все нюансы своего дела и уметь провести грамотный анализ.