Рубрики
...

Номенклатура продукции и ассортимент

Для того чтобы производственное предприятие было успешным, владельцы должны заранее позаботиться о формировании его товарной политики. Обычно на эту должность нанимают специально обученного человека – товароведа, который руководит данной сферой. Его задача состоит в том, чтобы улучшить экономические показатели фирмы по средствам улучшения сложившегося товарного ассортимента и номенклатуры продукции.

Повышение прибыли

Задачи и назначение

Товарная политика является одним из важнейших инструментов по продвижению на рынке производимых предприятием товаров. Ее назначение охватывает изучение и анализ потребительского рынка, прогнозирование и моделирование потребностей, а также создание предложения на основе нужд покупателей. Предлагаемая фирмой продукция должна полностью соответствовать нуждам клиентов по качеству и количеству.

Контроль ассортиментной политики

Если товарной политикой пренебрегать, это может привести к тому, что упадет эффективность продаж, и предприятие потеряет конкурентоспособность. Пострадать может и сортамент готовых изделий. Неблагоприятные моменты будут причинять значительный вред его структуре, что может привести к неустойчивости.

Составляющие товарной политики

Ассортимент продукции – это группировка изделий, которые сконцентрированы вместе по конкретной производственной отметке. Разнообразие этих продуктов должно быть ориентировано исключительно на потребителя, учитывать пожелания и нужды клиентов.

Ориентированность на клиентов

Товарная номенклатура – это все множество продукции, которое производит данная фирма. Обычно выступает в роли перечня, в котором указаны наименования производимого товара, выпущенное количество, кодировка, соответствующая каждому виду и подвиду.

Характеристики составляющих товарной политики

Ассортимент продукции может выступать в нескольких видах. Также его можно охарактеризовать по определенным количественным параметрам. Свои характеристики имеет и номенклатура продукции. Ознакомимся с самыми важными из них.

Разновидности ассортимента

К ним относят:

  1. Промышленный. Подразумевает под собой товары, производимые обособленным ответвлением промышленности или индивидуальной фабрикой данной отрасли. Такой ассортимент могут представлять собой десятки или сотни наименований продукции, которые производятся на конкретном предприятии.
  2. Торговый. Продукты, представленные в торговой сети. Например, в одном определенном магазине может быть сосредоточена продукция одного типа, изготавливаемая различными заводами.
  3. Простой. Данный вид ассортимента представляет разряд продукции, которую можно классифицировать не более чем по трем признакам. Примером в данном виде может выступать хлебный киоск, находящийся, наверняка, у каждого дома.
  4. Сложный. Данный ассортимент составляют общины товаров, сгруппированные более чем по трем признакам. Наиболее характерен для супермаркетов, которые ориентированы на разный целевой сегмент.
  5. Укрупненный. Товары, которые по суммарным отметкам составляют определенные совокупности. Такие продукты классифицируют на группы, классы и виды. Примером могут выступать разнородные отделы в гипермаркетах. В отсеке садоводства отобраны изделия одного конкретного назначения, а в детском уголке уже представлена община продукции другого назначения.
    Ассортимент в супермаркете
  6. Развернутый. Данная разновидность ассортимента представлена большой численностью вариаций продукции. Например, торговый магазин продает обувь, которая представлена различными ее видами – сапоги, туфли, кроссовки. Также эти товары изготавливаются разнообразными торговыми марками и командированы на покупателей с любыми материальными возможностями.

Численные параметры ассортимента

Структура - корреляция товарных групп, подгрупп, видов, разнообразий и наименований разрозненных продуктов в общем наборе товаров.

Широта – наполняется численностью названий и модификаций, которые содержатся во всем ассортименте. Чем он шире, тем более наполненным будет рынок.

Полнота – это обилие вариаций и названий продукции, входящей в определенные группировки однотипных изделий.

Номенклатуру товаров каждой фирмы можно охарактеризовать по разным параметрам. Рассмотрим самые значимые из них:

  • ширина;
  • глубина;
  • насыщенность;
  • гармоничность;
  • рациональность;
  • новизна.
    Разнообразие номенклатуры

Под шириной товарной номенклатуры подразумевают численность охваченных ею ассортиментных группировок с производимой фирмой продукцией. Например, некий завод бытовой химии производит порошки, отбеливатели, шампуни, мыло. Все это и есть одна ассортиментная группа номенклатуры средств для стирки и мытья.

Глубиной номенклатуры продукции является то, насколько разнообразным может быть предложение товаров в одной ассортиментной группе. Например, одну и ту же зубную пасту предлагают в отличных упаковках, с добавлением, скажем, ментола. При таком подходе показатель глубины становится значительно выше.

Также данный перечень готового сырья можно охарактеризовать с точки зрения насыщенности. Он подразумевает собой численность раздельных изделий, произведенных этой компанией.

Под гармоничностью номенклатуры товаров подразумевают, насколько близки друг к другу продукты, производимые одной фирмой. Как правило, готовые продукты должны быть схожи в использовании и производиться согласно одним и тем же нормам и требованиям. Например, компании, которая производит бытовую химию, нецелесообразно производить текстильную или пищевую продукцию.

Рациональность номенклатуры готовой продукции показывает то, насколько организация преуспевает в достижении своей цели по средствам удовлетворения покупателя.

Новизна показывает, насколько данный товар может удовлетворить меняющиеся потребности клиентов.

Развитие деятельности компании

Для улучшения и развития деятельности, компании целесообразно прибегнуть к таким методам:

  1. Наращивание товарной номенклатуры продукции путем создания новых сортаментных разрядов.
  2. Насытить имеющийся состав новыми подвидами и расфасовками.
  3. Разнообразить вариации выпуска и упаковки новой продукции фирмы.

Анализ производства

Анализ номенклатуры продукции

Для проведения оценки планового изменения номенклатуры продукции нужно рассмотреть, насколько предусмотренный порядок производства соответствует фактически выпущенному товару в отчетном периоде. Также нужно выявить, в полной ли мере выполняется изготовление, запланированной фирмой, продукции отдельной ассортиментной подгруппы. Для того чтобы произвести анализ численных коэффициентов выполнения плана, нужно рассмотреть последующие составляющие:

  1. Темп роста производства. Его характеризует то, насколько увеличивается среднесуточное производство товаров.
  2. Ритмичность производства. Определяется расчетом данных по степени готовности отдельных узлов на протяжении всего месяца.
Увеличение производства

Такой анализ номенклатуры продукции не покажет кумулятивную оценку выполненного порядка, поэтому нужно рассчитать индекс продуктового сортамента. Его рассчитывают, сопоставляя между собой произведенные изделия, по которым план, прописанный в номенклатуре, выполнен или перевыполнен. Их засчитывают в размере стоимости планового производства продукции. А также товар, по которому план не выполнен. Его считают в размере стоимости фактического выпуска. Следует учесть, что для проведения данного анализа берутся одни и те же цены. Это могут быть или сравнимые оптовые цены производителей, или же их оптовая стоимость, прописанная в плане. Также продукция уже изготовленная, но в плане не предусмотренная, при расчете учитываться не должна.

Заключение

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что ни промышленное, ни товарное предприятие не будет благополучно функционировать, игнорируя ассортиментную политику и не ориентируя ее на клиента. Грамотный товаровед всегда должен идти в ногу со временем, чтобы спрогнозировать спрос на товар и надлежащие объемы его выпуска. Для этого важно знать все нюансы своего дела и уметь провести грамотный анализ.