Рубрики

Обеспечение заявки: размеры, виды и сроки

Заключение муниципальных и государственных контрактов чрезвычайно важно для любой коммерческой компании. Такое событие заметно повышает ее имидж, конкурентоспособность на рынке. Но чтобы добиться подписания такого контракта, фирме, предприятию необходимо доказать свою как профессиональную, так и финансовую состоятельность. В статье мы подробно разберем обеспечение заявки: размер, цели, формы, условия этого заявления на участие в тендере. А также положения федеральных законов, регулирующих это.

Законодательное регулирование

Что устанавливает размер обеспечения заявки на участие в проводящихся на территории РФ госзакупках? Тут необходимо обратиться к двум законодательным актам:

  • ФЗ "О контрактной системе в области закупок, товаров, услуг и работ для обеспечения муниципальных и госнужд" № 44 (2013).
  • ФЗ "О закупках товаров, услуг, работ отдельными юридическими лицами" № 223 (2011).

Цели обеспечения

Рассмотрим вначале, как происходит регулирование размера обеспечения заявки и прочих ее параметров согласно ФЗ № 44. Заявки компаний на участие в государственных конкурсах принимаются только в случае наличия достаточного их материального обеспечения. Которое при невыполнении/ненадлежащем исполнении условий контракта удерживается в пользу заказчика.

размер обеспечения заявки

Формы обеспечения

К примеру, для участия в электронных типах аукционов может быть принято денежное обеспечение заявки или банковская гарантия. Срок действия подобных гарантий (представленных тут в качестве материального обеспечения) должен быть не менее 2 месяцев с момента завершения подачи заявок на принятие участия в конкурсе. На этот же период будут заблокированы и денежные средства на расчетном счете участвующих в конкурсе.

Если компания окажется победителем конкурса на госзакупки, то ей потребуется предоставить финансовое обеспечение исполнения будущего контракта с государственным или муниципальным заказчиком. В какой форме представить обеспечение, участник закупки выбирает самостоятельно. Но важно помнить о том, что срок банковских гарантий при данном раскладе должен превышать период исполнения заключенного контракта не менее чем на 1 месяц.

Размер обеспечения заявки мы подробно разберем далее. Участник конкурса должен предоставить два вида финансовых подтверждений своих намерений: по участию в этом конкурсе и по исполнению контракта.

Банковская безотзывная гарантия

Размер обеспечения заявки на электронный аукцион определяется российским законодательством. Банковская гарантия здесь - одна из возможных форм обеспечения. Это понятие, в свою очередь, регулируется ст. 368 и ст. 370 ГК РФ. Специальные требования к банковской гарантии изложены в ст. 45 ФЗ № 44. Дополнительные требования можно отыскать в Постановлениях российского Правительства и иных подзаконных актах.

Надо сказать, что на свое усмотрение ни государственный, ни муниципальный заказчик не правомочен устанавливать собственные требования по поводу банковских гарантий исполнителей. А также выдвигать собственные основания принятия таковых банковских гарантий. Тут регулирующими положениями выступают ч. 6 ст. 45 ФЗ № 44, а также ч. 4.20 ст. 7.30 КоАП РФ.

аукцион обеспечение заявки размер

Внесение в Реестр

Банковскую гарантию необходимо внести в Реестр Минфина не позже 1 рабочего дня с даты ее выдачи. О внесении гарантии в данный перечень банк обязуется уведомить принципала (участника аукциона) в продолжении еще одного рабочего дня, предоставив ему соответствующую выписку.

Срок действия такого документа по действующему законодательству должен составлять не менее 2 месяцев с даты завершения подачи заявок. Банк не может отказаться от данных им же обязательств по данным гарантиям ни при каких обстоятельствах. Банковская гарантия по своему характеру выступает безотзывной. Гарант (банк) по ней в любых случаях отвечает по обязательствам принципала.

Одобрение и отказ по банковской гарантии

В большинстве случаев муниципальный или госзаказчик принимает гарантию, выданную банком, включенным в перечень кредитных учреждений, которые наделены правом выдавать банковские гарантии для исполнения контрактов и обеспечения заявок. Это регулируется ч. 1 и ч. 1.1 ст. 45 ФЗ № 44.

Актуальная на данный момент версия такового перечня размещается на официальном интернет-портале Министерства финансов. Это раздел "Деятельность", подраздел "Контрактная система", подгруппа "Перечень..."

Но у заказчика есть и полное право не принимать банковскую гарантию. Но только в случаях, определяемых законодательством. Например, если она не соответствует условиям конкурсных актов или положениям ФЗ № 44.

В таком случае заказчик в продолжение трех рабочих дней с даты получения им гарантии должен письменно или электронным письмом проинформировать о своем решении участника конкурса, обязательно перечислив причины отказа.

размер обеспечения заявки по 44

Денежные средства, как обеспечение

В статье мы разбираем размер обеспечения заявки для электронных аукционов и сопутствующие темы.

С начала июля 2018-го у принципалов государственных и муниципальных конкурсов появилась возможность вносить денежные средства для обеспечения своего участия в электронных торгах. Финансы перечисляются ими на специальные счета. Их можно открывать только в банковских организациях, соответствующих требованиям, указанным в Постановлении правительства РФ № 748 (2018).

Расчетные счета открываются в кредитных организациях, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением российского Правительства № 1415-р (2018). С перечисленными в этом списке банками организаторы электронных аукционов заключают соглашения о взаимодействии. На базе этих договоров у принципалов появляется исключительное право открыть расчетный счет в короткие сроки. Например, в день обращения в банк.

Размер обеспечения заявки на аукцион

Вплотную разберем главный вопрос данного материала. Это размер обеспечения заявки по 44 (ФЗ № 44).

Каких-то конкретных цифр тут не названо. Сумма обеспечения ставится в процентном отношении от максимальной (начальной) цены контракта. Краткое обозначение последней - НМКЦ.

Поэтому размер обеспечения заявки по ФЗ-44 варьируется - в зависимости от типа поставщика и суммы заключаемого контракта. Помимо названного Федерального закона, его регулирует п. 1 Постановления российского правительства № 439 (2018).

размер обеспечения заявки по 44 фз

Процентные соотношения с НМКЦ

По размеру обеспечения заявки на участие в конкурсе можно сказать следующее:

  • Если НМКЦ варьируется в границах 5-20 млн рублей, то размер гарантии от банка равен 0,5-1% от данной суммы.
  • Если цена контракта переходит за 20 млн рублей, то банковской гарантии возрастает. Это уже 0,5-5% от НМКЦ.
  • В том случае, когда участником закупки выступает предприятие или учреждение, относящееся к уголовно-исполнительной системе, организация инвалидов, вводятся льготные условия по размеру обеспечения заявки при проведении аукциона. Если НМКЦ тут выше 20 млн рублей, то величина банковской гарантии не должна превышать 2% от этой суммы.
  • Теперь особые положения в отношении контрактов, НМКЦ по которым варьируется в пределах 1-5 млн рублей. Минфин признал целесообразным с июля 2018 года поставить для них размер обеспечения заявки в конкурсе по тем же правилам, что для контрактов на сумму 5-20 млн рублей. То есть, банковская гарантия тут также не должна быть меньше 0,5-1% от данной суммы.

Подобные размеры обеспечения заявки на участие в конкурсе сегодня считаются достаточными для объективной оценки финансовых возможностей принципалов.

размер обеспечения заявки в конкурсе

Сроки возврата

Суммы, что перечисляются компаниями и предприятиями для обеспечения заявок, для многих из них являются приличными. Отчего вопрос возврата данных средств волнует принципалов.

Если участник не выиграл в конкурсе, то деньги возвращаются обратно на его счета не позднее 5 рабочих дней от завершения государственного конкурса. Если проводился электронный аукцион, то срок возврата тут сокращается до 1 рабочего дня с факта его окончания.

Для принципалов, победивших в конкурсе, сроки возвращения денежного обеспечения заявки введены те же самые. Но разница в том, что их нужно отсчитывать не с момента завершения конкурса, а с даты подписания контракта с заказчиком.

Что касается банковских гарантий, то они не возвращаются. Однако по ним и невозможно произвести взыскание.

Отказ в возврате

Мы уже определились, сколько составляет размер обеспечения заявки для участия в конкурсах, аукционах, проводимых муниципальными и госзаказчиками. Принципалы должны быть в курсе того, что законодательство определяет случаи, когда обеспечение им может быть не возвращено.

Это следующее:

  • Победитель конкурса просрочил обеспечение контракта. Или случай, когда данный принципал затягивает подписание договоров с заказчиком.
  • Компания-победитель конкурса отказалась подписывать контракт с заказчиком. Это ведет удержание в пользу последнего внесенного данным принципалом обеспечения. В таком случае заключение контракта будет предложено второму победителю. Но этот принципал уже может отказаться от подписания договора без санкций в виде удержания его обеспечения.
  • В текущем квартале данный участник конкурса уже был дважды отклонен по вторым частям предоставленных заявок на данной площадке. Это происходит, когда заявка на участие в аукционе объявлена не соответствующей требованиям, установленным в его распорядительной, нормативной документации. В частности, если во второй ее части имеются документы, не подтверждающие соответствие такого принципала, предлагаемых им товаров, услуг, работ ограничениям, условиям и запретам, что установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44.
  • В случае когда заявку принципала отклоняет уже третий муниципальный или госзаказчик, оператор электронного аукциона по прошествии 30 дней с принятия последнего решения должен вернуть данному участнику конкурса денежные средства, равные величине обеспечения крайней его заявки.

Отсюда становится ясным, что при проведении государственных и муниципальных конкурсов за добросовестность поставщиков и реализаторов отвечают не только они сами, но и электронная площадка, на которой проводится аукцион.

размер обеспечения заявки на участие

Действие ФЗ № 223

Мы разобрали требования к обеспечению заявки по ФЗ № 44. Это касается конкурсов, проводимых муниципальными и госзаказчиками. Что касается ФЗ № 223, то он действует в отношении аукционов, где заказчиками выступают иные лица:

  • Государственные компании.
  • Государственные корпорации.
  • Различные субъекты разного рода естественных монополий.
  • Организации, что осуществляют регулируемые типы деятельности в области газо-, электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, захоронения, утилизации бытовых твердых отходов, очистки сточных вод.
  • Унитарные муниципальные и государственные учреждения, а также бюджетные организации, которые планируют закупки за счет различных субсидий и грантов.
  • Унитарные государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации, которые ведут закупки с целью привлечения субподрядчиков по тем контрактам, в которых сами назначены исполнителями.
  • Автономные компании.
  • Масса хозяйственных обществ (и их дочерних хозяйственных обществ), в уставных капиталах которых величина доли участия РФ или российского субъекта, муниципальной организации в общем счете превышает 50%.
  • Бюджетные организации в случае наличия принятого и размещенного впоследствии в ЕИС Положения о закупке.
размер обеспечения заявки электронный аукцион

Права заказчиков по ФЗ № 223

Вышеозначенные заказчики правомочны (но не обязаны) требовать от участников конкурса обеспечения контрактов и договоров. Размеры и способы обеспечения таковых заявок при необходимости указываются в конкурсных документах.

Банк, который предоставит гарантию, должен быть в списке 50-ти лучших кредитных организаций по версии Министерства финансов РФ. Но в Реестре Минфина, составленного для конкурсов, регулируемых ФЗ № 44, такой банк может и не фигурировать.

Здесь нет жесткой зависимости размера обеспечения от суммы контракта. Такую величину может установить непосредственно сам заказчик.

Для участия в муниципальных и госконкурсах (регулируемых ФЗ № 44) каждый принципал должен предоставить денежное обеспечение своей заявки или банковскую гарантию. Последняя также может понадобиться в некоторых случаях для обеспечения заявок участия в конкурсах, регулируемых ФЗ № 223. Но только если того требует заказчик.