Понятие ликвидности в экономической науке подразумевает мобильность активов, средств, которая может обеспечить возможность бесперебойной оплаты по обязательствам.
Ликвидность является практически ключевой характеристикой во многих экономических исследованиях и процессах. Она может быть отнесена как к конкретному предприятию, отрасли, так и в целом к стране и даже общемировому рынку.
В рамках данной статьи боле подробно будет рассмотрено понятие ликвидности по отношению к деньгам.
Ликвидность денег выступает основным понятием в бухгалтерском учете, финансовом анализе, менеджменте, инвестиционном анализе. Так как она представляет собой способность активов превращаться из одной формы в другую без значительных финансовых потерь.
Сущность понятия
Под ликвидностью денег понимают удобство и быстроту превращения имеющихся в распоряжении активов (имущества) в наличность, которая используется с целью осуществления последующих закупок. Полная абсолютная ликвидность денег может быть отнесена только к наличным средствам. И далее прочие виды денег становятся менее ликвидными: сбережения на карте, депозитный счет в банке и т.д. Превращение последних в наличные деньги связано с определенными финансовыми потерями, поэтому они считаются менее ликвидными.
Свойства любого актива в соответствии с понятием ликвидности:
- возможность использовать данный актив в качестве реального средства платежа;
- способность актива сохранять, удерживать свою первоначальную стоимость.
Наличные деньги являются самым непосредственным средством платежа, в связи с чем и говорят, что они обладают абсолютной ликвидностью. Чуть меньшей ликвидностью обладают депозиты до востребования. Далее уровень ликвидности ниже у срочных и сберегательных депозитов, государственных облигаций.
Фактор ликвидности оказывает огромное влияние на решения, которые принимают фирмы и компании. При равных условиях предпочтение отдается , как правило, абсолютно ликвидным наличным деньгам или депозитам до востребования.
Можно сказать достаточно точно, что отличием денег и их характерной чертой в экономической науке считается тот факт, что деньги обладают ликвидностью. Деньги относятся к ликвидному, то есть легкореализуемому имуществу. В настоящее время обладать ликвидными средствами (деньгами) означает обладать большими возможностями, то есть, в итоге, и большим богатством. Богатство конкретного индивида будет зависеть от той формы, в которой в данный момент времени принадлежат ему имущественные блага.
Приведем элементарный пример. Человек захотел поесть в ресторане, но он имеет при себе только банковскую карту, на который лежит 1000 руб., при этом не имеет наличных денег. На входе ресторана написано: «Карточки к расчету не принимаем». Можно ли назвать данного человека богатым в данный момент времени? Нет, ведь если бы на счету карты было на 1000 руб. меньше, а в кармане на 1000 руб. наличных больше, то и человек был бы богаче, чем в данной ситуации.
Недостаток
Несмотря на то, что деньги обладают абсолютной (совершенной) ликвидностью, есть и недостаток этого факта: владельцу денежных средств приходится терять доход, который он мог бы получить при применении актива с меньшей ликвидностью. Это означает, что, если наличные деньги положить на банковский счет, то они будут приносить их владельцу стабильный доход. Однако такой доход будет упущен, если деньги будут храниться «дома на полочке». Есть и более выгодные способы вкладывания наличных денег, например, акции, облигации, дивиденды и т.д.
Денежные агрегаты по степени ликвидности
В соответствии с критерием ликвидности современные деньги можно разделить на следующие основные группы в виде денежных агрегатов (показателей денежной массы, определяемой ее уровнем ликвидности):
- М0 - деньги в наличии, депозиты до востребования.
- М1 – агрегат М0, сберегательные депозиты, мелкие срочные депозиты.
- М2 – агрегат М1, крупные срочные депозиты.
- М3 – агрегат М2, сберегательные облигации, государственные и коммерческие векселя.
Заключение
Ликвидность наличных денег заключается в возможности быть средством платежа. Данный факт оказывает влияние на решения производителей. Например, организации и фирмы отдают предпочтения в расчетах наличным деньгам или депозитам.