Рубрики

Аттестация ДОгМ на должность руководителя: ключевые аспекты

Аттестация руководителей школ и других образовательных учреждений - важный инструмент повышения качества управления и обеспечения стабильной работы этих организаций. Однако существующие подходы к аттестации нередко вызывают вопросы и нарекания.

Общие принципы аттестации

Согласно действующим нормативным документам, аттестация руководителей образовательных организаций должна проводиться раз в пять лет. Целью является оценка профессиональной компетентности руководителя и результативности его работы. По итогам аттестации принимается решение о соответствии занимаемой должности.

Однако на практике процедура аттестации часто вызывает много вопросов. Руководители школ жалуются на непрозрачность и субъективизм критериев оценки, отсутствие четких требований для прохождения аттестации.

Современное кирпичное здание школы многоэтажное с башней по центру и студентами на его фоне

Анализ существующей нормативно-правовой базы

Основным документом, регулирующим аттестацию руководителей образовательных организаций в Москве, является Приказ Департамента образования No 1014. В нем устанавливается порядок и сроки аттестации.

Процедура аттестации проводится в соответствии с Приказом Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 No 1014 «Об утверждении Положения о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы»

Однако в этом документе не прописаны конкретные количественные и качественные показатели для оценки деятельности руководителей. Это позволяет трактовать критерии очень широко и неоднозначно.

Преимущества и недостатки существующей системы

Текущая система аттестации ДОгМ руководителей образовательных организаций обладает рядом преимуществ:

  • Позволяет периодически оценивать квалификацию руководителей
  • Мотивирует к повышению эффективности работы
  • Является основанием для принятия кадровых решений

Однако есть и существенные недостатки:

  1. Отсутствуют четкие количественные показатели для оценки
  2. Высокий уровень субъективизма при аттестации
  3. Недостаточная прозрачность процедуры для руководителей

Это приводит к жалобам со стороны руководителей образовательных организаций.

Люди за столом переговоров с графиками школьных показателей

Пути совершенствования системы аттестации

Аттестация ДОгМ руководителей требует доработки и оптимизации. В частности, целесообразно:

  • Четко прописать количественные показатели результативности для руководителей разных типов образовательных организаций
  • Установить контрольные значения этих показателей для получения положительной аттестации
  • Обеспечить открытость информации о порядке и результатах аттестации
  • Предусмотреть возможность обжалования решений аттестационной комиссии

Это позволит повысить объективность оценки руководителей, сделает процедуру более прозрачной и мотивирующей.

Показатель Контрольное значение
Доля учеников, сдавших ЕГЭ выше среднего по региону Не менее 60%
Доля учителей с кв. категорией Не менее 50%

В таблице приведены примеры количественных показателей и их целевых значений для положительной аттестации директоров школ.

Международный опыт аттестации руководителей школ

При разработке рекомендаций по совершенствованию системы аттестации в Москве полезно обратиться к международному опыту в этой сфере.

В большинстве развитых стран процедура аттестации руководителей школ также проводится регулярно - каждые 3-5 лет. При этом акцент делается на оценке результативности работы школы в динамике.

Ключевые показатели эффективности

За рубежом применяется система ключевых показателей эффективности (KPI), которые количественно оценивают различные аспекты работы школы:

  • Академическая успеваемость
  • Результаты внешней оценки знаний учеников
  • Уровень подготовки выпускников к поступлению в вузы
  • Вовлеченность родителей

Целевые значения KPI ежегодно корректируются в соответствии с государственной политикой в сфере образования.

Независимая оценка деятельности

Еще одним важным отличием является проведение внешней независимой оценки эффективности работы школ. Для этих целей привлекаются аудиторские или консалтинговые компании.

Это позволяет минимизировать субъективизм при аттестации директоров и обеспечить более объективный подход.

Риски текущей системы аттестации в Москве

Сохраняющиеся недостатки процедуры аттестации руководителей школ в Москве создают ряд серьезных рисков:

  1. Снижение мотивации руководителей к повышению эффективности
  2. Рост текучести кадров из-за неудовлетворенности системой оценки
  3. Ухудшение результатов работы школ

В долгосрочной перспективе это может привести к серьезному урону для всей системы столичного образования.

Поэтому корректировка подходов к аттестации является важнейшей стратегической задачей Департамента образования Москвы.