Рубрики

Законодательная инициатива как основа сотворения законов

Один из самых сложных процессов и задач государства – претворение законов в жизнь. Мало того, что законопроект надо разработать, так еще и необходимо четко соблюдать все установленные требования и пройти все процедуры, дабы он официально появился как полноправный нормативно-правовой акт.

законодательная инициатива

Законотворчество

Законотворчество необходимо обществу и государству для урегулирования частных и публичных интересов. Оно ставит перед собой и такие задачи:

  • решение наиболее резонансных для общества вопросов, путем установки специальной процедур;
  • введение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников таких правоотношений.

Законотворчество урегулировано нормами Конституции РФ и включает в себя важнейшие стадии:

  1. Законодательная инициатива.
  2. Обсуждение закона в двухпалатном парламенте.
  3. Одобрение закона.
  4. Подписание закона.
  5. Опубликование и вступление в силу.

Процесс обсуждения и решения вопроса об одобрении законопроекта достаточно понятен и четко урегулирован нормами права. Опубликование и вступление в силу закона также достаточно известная процедура, которая преследует цель ознакомления граждан и иных лиц с изменениями в старом правовом акте или с принятием нового. Однако стадия, связанная с инициативой, наиболее трудоемкая, к тому же именно к ней выделяется больше всего ограничений.

право законодательной инициативы

Инициатива

Законодательная инициатива может быть рассмотрена с 2-х сторон: как право и как стадия. Первая из них – это такое специальное правомочие субъекта, которое позволяет ему принимать участие в законотворчестве, путем внесения соответствующего проекта (инициативы) в законодательные органы.

А законодательная инициатива как стадия законотворчества предполагает внесение какого-либо законопроекта или иного предложения на рассмотрение высшим представительным органом, в том числе и по вопросам принятия, изменения или прекращения его действия.

Официально она является первичным этапом всего процесса законодательства, однако стоит выделять и такую стадию - возникновение отношений в обществе. Ведь любой закон регулирует в первую очередь именно их.

субъекты законодательной инициативы

Кто ей обладает

Право законодательной инициативы ограничено тем кругом лиц, который приведен в Конституции. В первую очередь, это высшие представительные органы – Парламент РФ, который состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Далее стоит отметить Президента РФ.

Также законодательной инициативой обладают верховные органы исполнительной власти (Правительство) и судебной власти (Верховный Суд и Конституционный Суд). И список на этом не прекращается.

Право законодательной инициативы имеется также и у народа России, с учетом того, что их волеизъявление должно носить массовый характер (правда, такое право предусмотрено только в некоторых субъектах РФ). То есть один гражданин не имеет такого привилегированного права. Более того, Конституционно это не закреплено, что на данный момент, кстати, является предметом дискуссий в законодательных органах.

Все закрепленные законом органы, которые перечислены выше - это субъекты законодательной инициативы.

законодательной инициативой обладают

Особенности процесса

Сам процесс законотворчества, если рассматривать инициативу как его стадию, достаточно трудоемок и требует специальных познаний. Именно поэтому круг лиц, на которых распространяется законодательная инициатива, достаточно ограничен.

За исключением приведенного выше этапа возникновения новых отношений или изменения старых, такая инициатива является не просто первичной, но и основной. Не менее важны и следующие стадии:

  • разрешение вопроса о необходимости принятия законопроекта;
  • необходимости его изменения;
  • приведения в соответствие с действующим законодательством;
  • одобрение и подписание со стороны Президента.

Стоит отметить, что без инициативы не возникает вообще никаких последствий. Отношения остаются без внимания со стороны государства, а это означает, что их правовые рамки окажутся либо не установленными, либо настолько устаревшими, что это будет заметно сковывать участников. Законопроект же должен быть принят с учетом интересов граждан, а также специфики конкретных отношений, что, безусловно, необходимо и самим их участникам.