Рубрики

Бюджетная субсидия: понятие, виды, значение

Субсидии играют важную роль в экономике любого государства. Они позволяют оказывать поддержку приоритетным отраслям, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, создавать рабочие места. Давайте разберемся, что представляют собой бюджетные субсидии и куда направляются эти средства.

Определение и виды бюджетных субсидий

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетная субсидия - это выплата из бюджета, предоставляемая юридическим или физическим лицам, муниципалитетам и другим государствам. Цель субсидий - оказание финансовой поддержки.

Различают прямые и косвенные субсидии.

  • Прямые выплачиваются напрямую получателям. Их часто называют дотациями или грантами.
  • Косвенные предоставляются опосредованно через налоговые льготы, возврат налогов, госгарантии по кредитам.

Кроме того, бюджетные субсидии классифицируют по уровням бюджетной системы:

  1. Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
  2. Из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.
  3. Между бюджетами разных субъектов РФ.

Направления расходования бюджетных субсидий

Куда же расходуют бюджетные субсидии и на что они используются?

Согласно Бюджетному кодексу РФ, средства выделяются на:

  • Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ и муниципалитетов
  • Стипендии
  • Льготы по коммунальным платежам
  • Поддержку сельхозпроизводителей
  • Гранты на научные разработки
  • Реализацию национальных проектов

Более детально остановимся на субсидиях, выделяемых из федерального бюджета.

В 2022 году наибольший объем средств был направлен на:

Социальную поддержку граждан 2,8 трлн руб.
Здравоохранение 1 трлн руб.
Транспорт и дорожное хозяйство 752,8 млрд руб.

Средства пошли на повышение зарплат бюджетникам, выплаты пенсионерам, лечение пациентов, ремонт федеральных трасс, приобретение медоборудования и т.д.

Бюджетная субсидия на выполнение госзадания

Отдельно стоит сказать о субсидиях на госзадание. Это средства, которые выделяются учреждениям на выполнение работ и услуг для населения.

Например, больницам и поликлиникам, школам и вузам, музеям и театрам. То есть тем организациям, учредителем которых является государство.

Субсидия на госзадание покрывает их текущие расходы в рамках установленного задания - количество услуг и их качество.

Деловой квартал небоскребов

Контроль и мониторинг бюджетных субсидий

Чтобы средства использовались по назначению, за их расходованием установлен жесткий контроль.

Согласно бюджетному законодательству, получатели субсидий обязаны:

  • Вести раздельный бухучет.
  • Представлять отчеты об использовании.
  • Возвращать неиспользованный остаток бюджетных субсидий.
  • Проводить аудиторские проверки.

Таким образом контролирующие органы отслеживают, на что потрачены выделенные бюджетные средства.

Значение бюджетных субсидий

Благодаря субсидиям реализуются важнейшие национальные проекты, оказывается поддержка стратегическим отраслям экономики, создаются новые рабочие места.

Средства идут на повышение благосостояния граждан, улучшение качества образования и медицинского обслуживания, развитие культуры и спорта.

То есть бюджетные субсидии напрямую влияют на уровень и качество жизни в стране.

Эффективность использования бюджетных субсидий

В то же время, несмотря на введенные механизмы контроля, государственного финансирования часто не хватает на решение всех задач.

Актуальной проблемой остается нецелевое и неэффективное расходование выделенных бюджетных средств.

По данным Счетной палаты, ежегодно выявляются многочисленные нарушения при освоении субсидий. Это говорит о недостатках системы контроля.

Совершенствование механизма предоставления бюджетных субсидий

Для повышения эффективности использования средств необходимо:

  • Ужесточить требования и ответственность для получателей субсидий.
  • Усилить последующий контроль их расходования.
  • Повысить прозрачность всего процесса от получения до использования средств.

Это позволит минимизировать риски нецелевого расходования бюджетных субсидий.

Бюджетная субсидия на выполнение государственного задания

Особого внимания требуют субсидии на выполнение госзадания бюджетными учреждениями.

Зачастую установленные показатели не отражают реальной потребности. А финансирование не покрывает всех затрат на оказание услуг.

Необходимо четко определять и обосновывать госзадание с учетом объективных факторов.

А также обеспечивать бюджетные субсидии и субвенции в размере, достаточном для его полного выполнения.

Таким образом, оптимизация процесса планирования и контроля позволит повысить качество и доступность государственных услуг в социальной сфере.

Пути снижения затрат при использовании бюджетных субсидий

Другим направлением является поиск возможностей экономии бюджетных средств без потери качества.

Например, для учреждений социальной сферы это может быть:

  • Внедрение энергоэффективных технологий;
  • Переход на отечественное программное обеспечение;
  • Закупка расходных материалов оптом по более выгодным ценам.

Реализация подобных мер позволит существенно сэкономить бюджетные средства при сохранении объемов и качества услуг.

Новые формы государственной поддержки

Помимо прямого бюджетного финансирования, актуальным трендом является внедрение новых форм поддержки социальной сферы.

В частности, это могут быть:

  • Налоговые льготы частным клиникам и вузам;
  • Льготные кредиты негосударственным детсадам и школам;
  • Гранты и конкурсы социальных проектов.

Такие меры стимулируют развитие негосударственного сектора социальных услуг и снижают нагрузку на бюджет.

Перспективы развития системы бюджетных субсидий

Подводя итог, можно сказать, что в среднесрочной перспективе российская модель бюджетного финансирования будет двигаться в сторону большей гибкости и адресности.

При сохранении социальных гарантий, часть услуг может перейти в частный сектор при поддержке государства.

Это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств в интересах граждан и экономики в целом.

Подробная цветная инфографика по бюджету, финансам, экономическому росту, статистике

Риски сокращения бюджетных субсидий

Несмотря на очевидные преимущества частно-государственного партнерства, полный отказ от прямого бюджетного финансирования социальной сферы чреват рисками.

Во-первых, может пострадать доступность услуг для малообеспеченных и уязвимых слоев населения.

Во-вторых, при отсутствии жесткого контроля качество услуг в коммерческом секторе может снизиться.

Поэтому государству необходимо сохранять рычаги воздействия на эту сферу, в том числе в виде целевых субсидий.

Система контроля за использованием бюджетных субсидий

В условиях масштабного реформирования механизмов финансирования социальной сферы ключевую роль будет играть жесткий контроль.

Помимо классического финансового аудита и отчетности, это могут быть:

  • Независимая оценка качества услуг
  • Анализ удовлетворенности потребителей
  • Сравнительные исследования с другими поставщиками услуг

Такая комплексная система мониторинга позволит оперативно выявлять недостатки и принимать меры как в отношении конкретных исполнителей, так и механизмов финансирования в целом.