Отзывы о франшизах продуктовых магазинов на просторах Всемирной паутины преимущественно положительные. Из основных недостатков – малый выбор программ, в которых можно принять участие. С другой стороны, товар наверняка будет востребован хоть в большом городе, хоть в маленьком. Франшизы продуктовых магазинов у дома могут принести неплохую прибыль даже в небольших населённых пунктах, если уровень цен будет соответствовать заработным платам, а в крупных городах и вовсе кажется едва ли не самым перспективным бизнесом.
Особенности работы
Большая часть сетевых магазинов предпочитают сотрудничать не с начинающими предпринимателями, а с уже устоявшимися торговыми точками, то есть просто переманивают предприятие «под свое крыло». Впрочем, франшиза продуктового магазина «Магнит» доступна и для тех, кто еще только делает первые шаги в бизнесе.
Считается, что продуктам кризисная ситуация на рынке не страшна, ведь еду ничто не может заменить, и все же начинать новое дело в сложной экономической обстановке довольно проблематично. Статистика показывает, что сетевые фирмы сегодня получают намного большую прибыль, нежели рынки, распространенные еще несколько десятилетий тому назад. Если верить данным агентств, исследующих рынок, более половины всех трат наших соотечественников приходится именно на товары гипермаркетов и сетевых магазинов. Выбирая, какая франшиза продуктового магазина в Челябинске, Екатеринбурге, Уфе или любом другом городе нашей страны будет наиболее перспективной, необходимо в первую очередь ознакомиться со списком самых успешных сетей, а затем узнать, какая из них представлена или планирует открыть представительство в целевом регионе.
Перспективы: куда податься?
Наиболее успешными, кроме упомянутой выше сети «Магнит», принято считать:
- «Дикси».
- «Окей».
- «Пятерочку».
Неплохие перспективы можно получить, если удастся заключить договоренность и стать представителем сети «Лента», «Ашан» или «Метро Cash&Carry». Не менее успешным будет и сотрудничество с гипермаркетами «Атак». Набирает обороты франшиза продуктового магазина «Корзинка».
Удобно, выгодно, компактно
В последнее время покупатели стараются приобретать товары в небольших магазинах, расположенных невдалеке от их места жизни. Именно такие открываются по франшизе продуктового магазина «Дикси», «Магнита» и сходных. Они располагают относительно небольшими торговыми площадями, предлагают ограниченный выбор продукции, в то же время представлены все категории, необходимые человеку в повседневности. Чаще всего торговые точки открыты прямо в жилых домах, классическое расположение – первый этаж.
Общественные опросы показывают, что франшизы продуктовых магазинов «Дикси», «Магнит» и сходных перспективны еще и по той причине, что в сложной экономической ситуации покупатели избегают крупных торговых площадей, где можно потратить существенную сумму, даже не обратив на это особенного внимания. Ряд сетевых магазинов, включающих в свою структуру и крупные супермаркеты, и небольшие магазинчики типа «у дома», показывает наглядную статистику: при резком и существенном спаде интереса клиентов к первой категории вторая становится все более доходной.
Как стать участником?
Франшизам продуктовых магазинов в России еще только предстоит развиваться: до уровня европейских государств, американских сетевых торговых точек нам пока расти и расти. И все же некоторые сети, работающие в России, с удовольствием принимают новых участников. Существенные ограничения есть по регионам: из-за сложности логистических процессов многие направления для сетевых фирм скорее убыточны, нежели перспективны, что и усложняет для предпринимателей из маленьких населённых пунктов начать свою карьеру в этой сфере.
Наиболее эффективным, результативным (скорее всего) будет предложение о сотрудничестве, направленное в адрес X5 Retail Group. Это группа компаний, на рынке присутствующая сразу под несколькими наименованиями – «Перекресток», «Пятерочка», «Полушка». Альтернативный вариант конторы, где могут дать согласие, – «Спар». Объявление о работе по развитию сети магазинов некоторое время назад сделали «Метро», но пока эта программа не афиширована до того уровня, чтобы участие в ней можно было достаточно точно посчитать.
Возможностей больше, чем кажется на первый взгляд
Согласно отзывам наилучшие варианты по получению предложения по франшизе небольшого продуктового магазина есть у тех, кто имеет собственные производственные мощности. Если небольшое предприятие специализируется на розничной реализации мяса, молока, тогда можно заключить договоренность с узнаваемым брендом в этой области. Они будут поставлять определенный спектр товаров, контролировать качество продукта, а предприниматель сможет работать под узнаваемым именем. Такая франшиза продуктового магазина может быть открыта с участием компаний «Русское поле», «Царь-продукт».
Франшиза: а зачем мне это нужно?
Для чего вообще пытаться влиться в такую систему, платить за это деньги? Не проще ли открыть собственное предприятие с нуля? Как свидетельствуют отзывы специалистов в области экономики, малого и среднего предпринимательства, франшиза продуктовых магазинов помогает решить ряд проблем, снять с себя лишнюю трудовую нагрузку, при этом качество торговой точки не пострадает. При включении в такую программу быстрее и проще можно войти в дело и начать получать реальную прибыль, а рутина во многом будет переложена на плечи головного офиса, с которым заключается договоренность по франшизе продуктового магазина.
При сотрудничестве по такой программе предприниматель, согласно отзывам, получает доступ к более выгодным ценам при закупке продукта, а значит, может успешно снизить стоимость товара и привлечь покупателей, при этом бюджет не пострадает. Кроме того, франшиза продуктового магазина позволяет в начале своего дела переложить ряд забот на головной офис: они помогут с юридическими моментами, подбором персонала и заключением договорённостей. В некоторых случаях оказывают помощь по выбору торговой территории. Специалисты проконсультируют по политике ценообразования. Если верить отзывам, многие компании, работающие по франшизе, проводят регулярные обучающие курсы, тренинги, семинары для партнёров.
Франшиза: узнаваемое единообразие
Участие в продуктовой сети магазинов – это не только широкие возможности, но и ряд ограничений, к которым нужно подготовиться заранее. Так, в рамках сетевого сотрудничества головной офис устанавливает дизайнерскую политику, определяет особенности практикуемого маркетинга. Сетевые продуктовые магазины имеют свои уникальные «фишки» по привлечению клиента, и новый участник должен вписаться в эту структуру, следуя правилам, а не пытаясь ввести собственные. Это касается и рекламных материалов, листовок и акций по привлечению клиентов, и особенностей формулировок, подачи новых цен.
Нередко головной офис контролирует кадровые решения в рамках каждого отдельного магазина, присоединившегося по программе франчайзинга. Руководители получают четкий набор инструкций по проведению собеседований, а также требования, которым должны удовлетворять кандидаты. Даже если потенциальный работник ну очень понравился, но установкам не соответствует, взять его не получится. Программы обучения – это (обычно) тоже область ответственности головного офиса. Многие дополнительно предлагают аналитику продаж, чтобы каждый предприниматель знал, на что спрос больше, на что меньше и в каком направлении нужно развиваться.
Хочу, могу и буду
В общем случае сетевые компании федерального уровня предпочитают принимать «под свое крыло» небольшие сети, охватывающие населенный пункт или несколько близлежащих. Согласно отзывам проще войти в крупную структуру тому, у кого уже есть опыт ведения бизнеса в области продуктов. А вот рядовой начинающий предприниматель не самый желанный гость. Это связано с особенностями процесса – смена имени уже устоявшегося магазина проще и дешевле, чем открытие нового с нуля, когда придется сделать ремонт, купить оборудование, оформить подъездные пути, парковочное место, учитывая, что приезжать будут не только легковые машины, но и тяжелые грузовые (а это накладывает специфические ограничения).
Наибольшие перспективы есть у того, кто выбрал для сотрудничества X5 Retail Group. Эта сеть обычно прибегает к системе обратного франчайзинга. Такое сотрудничество предполагает предоставление товаров, процент от реализации которых становится выручкой магазина. Головная компания выбирает, какие именно продукты будут поставляться в каждую отдельно взятую точку, она же занимается развозом позиций. Предприниматели должны лишь только успешно, быстро, соблюдая план, продавать привезенное. На этапе открытия нового магазина предпринимателю придется вложиться в ремонтные работы, приобретение оборудования для торговли. По договоренности на него ложатся обязательства по найму работников.
«Пятерочка»: перспективы в цифрах
В среднем в таком магазине чек покупателя – около 500 рублей. Компания активно развивается в регионах, предпочитая работать с уже существующими небольшими сетевыми магазинами. Для открытия торговой точки под этим наименованием нужно располагать 300 м2 торговых площадей. На этапе открытия вложения варьируются в пределах 7-15 миллионов, стандартный срок окупаемости – полтора года. В среднем в месяц можно рассчитывать на доходную составляющую в пределах двух миллионов.
«Перекресток Экспресс»
Порядка половины ассортимента товаров этой сети магазинов – мясо, овощи, фрукты и сладости, рекламируемые в качестве свежей еды. Возможность участия в бизнес-сообществе по этой франшизе пока доступна только жителям столичного региона, в другие города для головного офиса довольно сложно наладить выгодную логистику, в силу чего супермаркеты типа «Экспресс» обычно не открывают.
Для открытия новой торговой точки нужно располагать 250 м2 торговых помещений. Финансовые вливания на стартовом этапе варьируются в пределах 5-8 миллионов. Головной офис обещает окупаемость в пределах 7-20 месяцев. Наименьший срок характерен для тех, у кого торговые площади в собственности, а вот при арендованных помещениях на нулевую точку придется выходить довольно долго. Необходимо понимать, что целевая аудитория таких магазинов – покупатели со средним доходом или выше такового.
«Спар»
Эта компания родом из Нидерландов, на нашем рынке в настоящее время располагает приблизительно 300 магазинами. Получить прямую лицензию можно, только будучи дистрибуционно-логистическим предприятием, но эти юридические лица занимаются реализацией сублицензий. Потенциальный предприниматель должен владеть розничным магазином, который ему придется переоформить под новую «голову». Ориентировочные стартовые вливания в проект – пять миллионов рублей. При автозаправочных станциях зачастую открывают магазины «Спар» совсем небольшой площадью – 100-200 м2, а вот формат «у дома» требует больших пространств – до тысячи квадратных метров.
«Копейка»
Еще один хороший вариант для тех, кто хотел бы попробовать себя в розничной реализации продуктов. Франшиза продуктового магазина «Копейка» предполагает открытие относительно некрупной торговой площади. Заключать контракт придется с упомянутыми выше Х5 Retail Group. Головной офис потребует наличия помещения площадью 100-300 м2. Ориентировочно начальные вложения в бизнес – не менее двух миллионов, но и не больше шести. Головному офису за право участия в программе придется заплатить почти 300 000 рублей.
Формат торговых точек – самообслуживание, относительно небольшой ассортимент, быстрота сервиса и круглосуточная работа. Идея таких торговых точек – удобство для каждого покупателя. Всего в ассортименте продукции – около 3000 наименований. В их числе - только те, спрос на которые в нашей стране традиционно высокий. Каких-то изысков в «Копейке» не продают, зато магазин оптимально удовлетворяет нужды максимально широких слоев населения.
«Корзинка»
Эта сеть продуктовых магазинов представлена в Алтайском крае и в последнее время активно наращивает объемы продаж, вместе с тем увеличивается количество торговых точек. Как презентует головной офис, в этой фирме знают точно, что нужно местному населению и по какой цене люди готовы покупать необходимые товары. Это задает стратегию бренда и делает символику узнаваемой, но новому участнику придется встраиваться в довольно строгие стандарты корпорации. В равной степени можно открыть и новый магазин, и переоформить под новую «голову» работавший ранее. Идея компании – открытие точек даже в небольших населенных пунктах, откуда сейчас покупателям приходится добираться до ближайшего продуктового магазина десятки километров.