Рубрики

Кто такой полпред? Полномочный представитель государства или президента - особенности должности

Система государственной власти в России представляет собой достаточно сложную систему, и простому обывателю иной раз бывает трудно сориентироваться среди обилия солидных мужей, наделенных широкими полномочиями. Кто такой полпред, в чем заключаются его функции, какими документами регулируются его полномочия – все это будет описано ниже.

Определение

Согласно Конституции Российской Федерации можно выделить два уровня власти – региональный и федеральный.

кто такой полпред

Для обеспечения взаимодействия между ними в свое время было решено создать институт специальных посланников главы государства в регионах, наделенных широкими полномочиями. Для ответа на вопрос, кто такой полпред, в первую очередь следует обратиться к официальному определению. Оно достаточно четко раскрыто в специальном подзаконном акте.

Полномочный представитель президента – это в первую очередь государственный чиновник, назначаемый главой государства и представляющий его интересы в федеральном округе. Иначе говоря, это обычный служащий Администрации Президента, которому делегированы определенные полномочия для работы в регионах, призванный осуществлять контроль за исполнением указов и распоряжений президента на местах.

Перманентный ревизор

При этом компетенция полпреда президента ограничена функциями наблюдателя. Он может запрашивать любую информацию, имеет доступ во все кабинеты, однако личная инициатива ограничена.

назначение полпредов

Он не имеет права напрямую вмешиваться в работу региональных органов власти, довольствуясь лишь своей привилегией прямой связи с первым лицом государства. В общем, полпред президента – это его глаза, уши, но никак не руки.

Тем не менее на практике все может обстоять по-иному, в зависимости от негласных договоренностей между государственными мужами.

Предыстория

Строго говоря, институт полномочного представителя никак не прописан в Конституции, где четко оговаривается баланс между всеми тремя ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Нет никакого федерального закона, определяющего полномочия этого чиновника. Вся деятельность полпреда приписана одним документом – Указом Президента.

полномочный представитель

Необходимость в своеобразном посланнике главы государства в регионы появилась с образованием Российской Федерации как таковой. Либеральная Конституция наделяла региональных владык широкими полномочиями, сделав их во многом независимыми от федерального центра.

Соответственно, молодое федеративное государство стали сотрясать своеобразные феодальные междоусобицы, очень часто инициативы губернаторов противоречили нормам федеральных законов, а непосредственно ответственные за это чиновники тонули в рутине и были ограничены своими специальными функциями. С этой целью был создан институт полномочных представителей в регионах, которые были призваны совместными усилиями помочь президенту обуздать всесильных региональных баронов.

Реорганизация

После прихода нового главы государства на рубеже веков усилилась борьба за построение более прочной вертикали власти в России. Вся страна была поделена на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Соответственно, институт региональных представителей президента был преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах.

Невооруженным взглядом можно было заметить, что при выборе исполнителей основную ставку сделали на представителей силовых структур. Пятеро из семи полпредов в федеральных округах были связаны с армией, спецслужбами.

полпред президента

Этим было дано понять, что в первую очередь центр ставит своей целью восстановить прямую подчиненность региональных силовых структур Москве, ослабить влияние губернаторов на территориальных силовиков. До этого простые обыватели даже не знали, кто такой полпред, однако теперь его роль возросла.

Формальные функции этих спецпосланников, которые получили в свое распоряжение огромные территории, были достаточны обширны, однако помимо этого, по мнению специалистов, им была вверена специальная политическая миссия – влияние на выборы губернаторов во вверенных им округах.

Эволюция

С течением времени менялись и негласные функции полпредов. В 2004 году выборы губернаторов были отменены, что стало главной победой Центра по упрочению своего влияния на местах. Соответственно, несколько снизилась роль полномочных представителей, которые были освобождены от своей неформальной функции по «продавливанию» нужного кандидата на пост главы региона.

В период 2004-2008 годов полномочия полпредов в проведении кадровой политики неуклонно снижаются. Отныне они могли участвовать в региональных назначениях чиновников второго плана, при этом во время президентства Медведева даже эти скромные возможности были урезаны.

полпреды в федеральных округах

Тогда была введена следующая схема – подобными вопросами заведует партия, победившая на местных выборах.

Подытоживая, можно сказать, что за семнадцать лет большинство задач, которые ставили перед полномочными представителями, были выполнены. Кадровая политика на местах практически полностью перешла под контроль центра, силовые структуры были подчинены напрямую Москве, а региональные законы приведены в соответствие федеральным.

Поэтому многие недоумевают: кто такой полпред, зачем он нужен? В сегодняшних условиях его работа сведена к мониторингу ситуации, он исполняет роль постоянного ревизора.

Аппарат

Существование полпредов не предусмотрено Конституцией, не определено федеральным законом. Их деятельность регламентируется исключительно Указом Президента и другими подзаконными актами. Аппарат полпреда не так велик, как у губернатора. Это простой служащий Администрации Президента. Назначение полпреда – исключительная прерогатива главы государства, однако кандидатуру предлагает руководитель его администрации.

Соответственно, он даже не может самостоятельно назначать себе помощников и заместителей, определять размеры их окладов. Все кадровые вопросы он должен решать со своим руководством в Москве.

аппарат полпреда

В помощь представителю даются федеральные инспектора разных уровней, которые отслеживают ситуацию в конкретных регионах и информируют своего начальника.

Функции

Полпред имеет право вносить свои предложения о поощрении региональных и федеральных чиновников, а также о применении к ним репрессивных мер. Ему предоставляется исключительный доступ к информации: полпред имеет право запрашивать любую информацию у федеральных и местных органов власти, через своих представителей присутствовать заседаниях областного правительства (не вмешиваясь в их деятельность), пользоваться банками данных.