Рубрики
...

Неплатежеспособность - это что такое?

Неплатежеспособность - это такое состояние организации, когда у нее отсутствует финансовая возможность рассчитаться по взятым на себя платежным обязательствам. Определение наиболее конкретно описывает само понятие и позволяет охватить все основные виды данного явления. Не следует путать его с банкротством. Неплатежеспособность является одной из предпосылок к объявлению организации банкротом.

неплатежеспособность это

Причины неплатежеспособности

Величина взятых обязательств определяет платежеспособность организации. Такой считается компания, у которой в собственности находятся все активы, а обязательства отсутствуют. Также платежеспособной называется компания, которая не обладает собственным капиталом, однако погашает своевременно все обязательства за счет вырученных денежных средств.

Существует ряд причин, по которым предприятие может стать неплатежеспособным. Можно выделить два основных фактора, которые способны спровоцировать данное явление.

Увеличение обязательств

Первый фактор, приводящий к неплатежеспособности должника, - это увеличение количества обязательств. Это возможно в следующих случаях:

  1. Неэффективное использование прибыли компанией.
  2. Переизбыток запасов у компании. Хранение слишком большого их количества также является затратным.
  3. Неэффективный маркетинг, который приводит к убыткам.

Недостаточный рост прибыли

Вторым фактором, приводящим к неплатежеспособности, является недостаточный рост прибыли или его сниженный темп. Это происходит как следствие определенных обстоятельств:

  1. Падение рыночной стоимости продукции ввиду ее несоответствующего качества. Это явление еще называют затовариванием.
  2. Установка квот или дополнительных таможенных сборов, а также ограничений и санкций.
признаки неплатежеспособности

Вне зависимости от причин возникновения неплатежеспособности, в подавляющем большинстве случаев - это является результатом неэффективного и некачественного менеджмента, следствием которого становится ухудшение состояния компании.

Виды неплатежеспособности

Неплатежеспособность – это распространенное явление в современном мире. Специалисты выделяют различные ее виды:

  1. Экономическая. Возникает, когда доходы предприятия находятся ниже среднерыночного уровня и не могут компенсировать расходы. Денежные средства для дальнейшего функционирования берутся из сторонних источников, например у инвесторов или банковских учреждений.
  2. Деловая. В данном случае убыточность предприятия для кредиторов обусловлена временным прекращением работы последнего. При этом с возобновлением работы у компании есть шанс вернуть платежеспособность.
  3. Техническая. Ликвидных средств компании становится недостаточно для покрытия всех существующих обязательств.
  4. Предбанкротная неплатежеспособность. Возникает в случае, если объем задолженности становится больше стоимости всех имеющихся в компании активов.
  5. Легальное банкротство. Официально признанная и оформленная соответствующими документами неплатежеспособность предприятия.
анализ неплатежеспособности

Признаки неплатежеспособности

Признаки приближающегося банкротства определяют по обязательствам, сформированным на основании условий договоров и отношений в виде устной договоренности.

Для этого можно учитывать элементы обязательств:

  • количество выполненной и неоплаченной работы по отгрузке товара или оказанию услуг;
  • завышенная стоимость работ, которая рассматривается в качестве неосновательного обогащения;
  • невыплаченная заработная плата и социальные выплаты;
  • количество невозвращенных займов или кредитов, полных или частичных с учетом процентов;
  • долги учредителям и другим участникам;
  • имущественный вред кредитору.

Часто слова «неплатежеспособность», «несостоятельность», «банкротство» воспринимаются как синонимы, что в корне неверно. Это создает определенные сложности в идентификации данных понятий. В экономической литературе можно встретить такой термин как «скрытое банкротство». Оно означает, что упала стоимость фирмы, однако не указывает на неплатежеспособность, а тем более на банкротство компании в общепринятом значении.

Уровни неплатежеспособности

Главный критерий, по которому оценивается степень неплатежеспособности, – это время, в течение которого возможно устранить данную проблему. Показатель времени дает представление о ее глубине. Это основной критерий неплатежеспособности. Исходя из этого выделяются пять ее уровней. Временные промежутки в данном случае устанавливается в соответствии с законом «О банкротстве» и определяют его степень. Рассмотрим их подробно:

неплатежеспособность должника
  1. Зарождающийся уровень. Предприятие прекратило исполнение обязательств более трех месяцев назад. Подобная просрочка является поводом для возбуждения дела по факту банкротства компании.
  2. Прогрессирующий уровень. С момента возбуждения дела о банкротстве и на протяжении семи месяцев происходит наблюдение за компанией.
  3. Устойчивый уровень. Это период стабилизации. Он продолжается два года с момента окончания наблюдения и призван реабилитировать предприятие.
  4. Хронический уровень. В данном случае не существует строгих сроков. Продолжительность данного периода определяется сроком действия мирового соглашения, которое может заключаться вплоть до 25 лет.
  5. Абсолютный уровень. У компании нет какой-либо возможности восстановить свою платежеспособность, либо потенциальный период реабилитации настолько продолжителен, что больше максимально допустимого срока мирового соглашения.
критерии неплатежеспособности

Диагностика неплатежеспособности

Существуют определенные методы и этапы диагностики неплатежеспособности. Это три основных способа, которые применяются в международной практике:

  1. Предикативный. Заключается в составлении аналитического прогноза для предприятия. С помощью данного метода, руководство компании может оценить потенциальную вероятность наступления банкротства и рассчитать предположительную прибыль предприятия в дальнейшей перспективе.
  2. Нормативный. Представляет собой анализ, который основан на сравнении реальных показателей компании с прогнозируемыми.
  3. Дескриптивный. Предполагает проведение анализа отчетности компании с различных точек зрения. Обычно данный метод используется в случаях привлечения аналитиков из сторонних организаций.

Этапы анализа

Выбранный метод проверки неплатежеспособности обусловливает способ проведения анализа. Этапы процедуры, в свою очередь, являются одинаковыми для каждого из методов. Процедура проведения анализа включает в себя следующие этапы:

пустой кошелек
  1. Определение очага кризиса. Для начала устанавливается объем возникшей проблемы и источник ее появления. В случае, если проблема носит локальный характер, устранить ее не будет представлять особых трудностей, так как, скорее всего, она будет вызвана внутренними нестыковками. Если под угрозой находится финансовое положение компании, то, вероятнее всего, речь идет о совпадении различных внешних факторов.
  2. Определение критериев. На данном этапе принимается решение о том, какие показатели следует учитывать при проведении анализа, а также период, данные за который могут потребоваться. Глубина анализа и его точность определяется количеством рассматриваемых периодов. Однако проведение такого анализа сложнее и более трудоемкое.
  3. Распределение ответственности. На этой стадии определяются подразделения компании, которые находятся в кризисном положении. Ответственными за устранение проблем назначаются руководители этих подразделений. Помимо этого, выбирается сотрудник, который будет ответственен за проведение анализа.
  4. Исследование среды. Самый затратный и трудоемкий процесс. Он требует проведения анализа внешней и внутренней среды компании. Самым уместным считается использование специального SWOT-анализа.
  5. Выводы. Аналитическая информация обрабатывается и выносится на обсуждение специального совета, созданного в компании. В результате определяются основные задачи и направления.
  6. Разработка мероприятий. Заключается в выборе методов для выхода из кризисной ситуации.

Довольно часто компании прибегают к помощи сторонних специалистов для анализа неплатежеспособности. Это различные аудиторские и маркетинговые агентства. Обычно так делают при отсутствии необходимого числа сотрудников или недостаточной их квалификации.