Знаменитый менеджер Якокка Ли для многих американцев эпохи 70-80-х годов XX столетия стал кумиром. Что он сделал, как добился успеха, за какие заслуги получил признание?
Лидо Энтони Якокка – менеджер мирового уровня
Как простому инженеру стать президентом одной из крупнейших автомобильных корпораций США? Это достоверно знает Ли Якокка. Биография его – свидетельство успешного человека, упорным трудом добившегося мирового признания.
Далеко не каждому студенту удается стать хорошим инженером. Еще меньшее количество успешных менеджеров удостаиваются чести приобрести настолько высокое доверие, чтобы стать президентом Ford в возрасте 36 лет. В компании Chrysler Якокка Ли также отметился высокими достижениями. Благодаря его успешному менеджменту автогигант сумел избежать краха и остался одним из лидеров автопромышленности США.
И только скромность выдающегося управляющего стала преградой в его успешной политической карьере. Не секрет, что многие американцы видели в этом человеке возможного президента страны после правления Рональда Рейгана.
Ли Якокка: биография, фото
Когда в семье иммигрантов из Италии Николы и Антуанетты родился сын, никто не помышлял, что он прославится на весь мир. Появившийся на свет 15 октября далекого 1924 года Лидо рос в заботливой семье. В возрасте 13 лет он перенес заболевание ревматизмом, не пошел в армию, не попал на фронт. В школе он замечательно учился. Успешно окончив университет в Принстоне, попал на стажировку в компанию Ford.
Чувствуя, что не полностью реализует свой потенциал, Лидо Якокка переходит в отдел маркетинга и удачно реализует несколько новаторских идей. Это помогло компании получить прибыль и закрепиться на лидирующих местах автопромышленности США. Его заметил сам Генри Форд II и предложил серьезный пост. В 36 лет Ли Якокка стал директором компании. С 1978 по 1995 год был период, когда он поднимал на ноги очутившийся под угрозой банкротсва Chrysler.
Кроме этого он удачно управлял благотворительным фондом, учрежденным для реставрации статуи Свободы. Ли - автор нескольких автобиографических книг о теории и практике управленческой деятельности. В браке с Мэри Маклири имеет двух дочерей.
Как все начиналось
Маленький Лидо рос в относительном достатке. Семья жила хорошо. Глава семейства, переехав в Америку в возрасте 12 лет, успел там освоиться и закрепиться. Но экономический кризис в 1930 году заставил семейство жить, затянув пояса. Поэтому трудиться Якокка Ли начал с десятилетнего возраста, когда после уроков подвозил за скромную плату на небольшой тележке продукты покупателям из супермаркета.
С 16 лет он уже трудился в лавке, торгующей фруктами, иногда отрабатывая за день по 16 часов. Любовь к автомобилям ему привил отец. В его прокатной фирме будущий директор часто оставался ремонтировать старые «Форды». Еще не окончив учебу в университете, он был уверен, что станет работать в этой компании.
Первые должности
По итогам учебы в университете Якокка Ли получил лучший балл, а поэтому в 1946 году был приглашен на должность инженера-стажера в штат известного автогиганта на производстве Генри Форда. Настойчивого и упорного Лидо отпустили попробовать силы в продажах автомобилей. Упорный труд, самоанализ и практика продаж в сложных условиях позволили ему в 1953 году стать помощником окружной конторы по сбыту автомобилей.
А спустя три года на фоне экономического спада и уменьшения продаж Ли Якокка предложил смелую идею кредитования для желающих приобрести автомобиль «Форд» с уплатой первоначального взноса 20 % от полной стоимости. Остаток суммы вносился равными частями на протяжении трех лет. Продажи резко выросли. Программа кредитования стала частью стратегии в политике не только компании, но и всей страны.
Тернистый путь
Полоса удач для успешного менеджера закончилась в 1978 году. Непродуманная конструкция шасси одной из компактных малолитражек стала причиной отзыва из пользования по соображениям безопасности большого количества проданных машин. У моделей Pinto и ее модификации бензобак располагался сзади таким образом, что при столкновении мог детонировать бензин.
Получивший инженерное образование Якокка Ли, участвовавший в создании легендарного Ford Mustang, должен был это предвидеть. Владелец компании Генри Форд II счел это достаточным поводом, чтобы уволить управляющего. Корпорация понесла убытки, но уволили его еще и из-за конфликта интересов. Ли Якокка стал затмевать величие внука Генри Форда, а потому пришлось уйти.
Работа в Chrysler
Но его услугами заинтересовалась другая автомобильная корпорация. На тот момент автогигант Chrysler был на пороге банкротства. Лидо Якокка убедил правительство поддержать компанию. На самом высоком уровне он добился выделения кредита на 10 лет, который благодаря оптимизации расходов вернул уже через 3 года.
В этот период ему приписывают еще одно удачное изобретение. Нереализованная еще во время сотрудничества с Фордом идея создания мини-вэна нашла применение на "Крайслере". Нужен был новый концепт автомобиля, и его создал Якокка Ли. Американский менеджер и инженер по образованию предложил просто удлинить существующую и проверенную временем удачную платформу шасси и на ее базе сделать новый салон.
В итоге получился просторный и недорогой в производстве автомобиль, пришедшийся по вкусу домохозяйкам. Его оценили за просторный салон, простоту управления и эксплуатации. Только в первый год после поступления на рынок новинки было реализовано больше чем 500 000 мини-вэнов. Концерн "Крайслер" существенно улучшил финансовое состояние и даже начал теснить конкурентов.
Алгоритм успешного менеджера
За годы активной деятельности в области автопродаж и управления персоналом Лидо Якокка выработал для себя свод принципов и правил, которыми руководствовался при принятии серьезных и ответственных решений. Как он утверждает, особенно важно проявлять решительность в действиях и не бояться возлагать на себя ответственность за возможные последствия в материальном и социальном плане. Не будет лишним и умение должным образом мотивировать команду к движению в намеченном направлении. Важно ставить реальные цели, рубежи и стараться добиваться результатов. Ораторское искусство позволяет донести четкую мысль до нужного человека. При этом на ответственных линейных должностях должны находиться чуткие к этому и восприимчивые люди.
Подбор инициативного и неутомимого персонала, готового сделать даже больше, чем ставится в задании, – еще одна из основополагающих задач успешного руководителя. Но нельзя забывать и о человечности в общении с подчиненными. Брань и высокомерие недопустимо в команде. Наилучшее образование, инициативность, новаторский подход к решению новых задач, организаторские способности руководителя – все это, несомненно, важно. Но уважение сотрудников, ощущаемое чувство товарищества среди коллег и даже дружба являются неменьшим залогом успеха.
Личная жизнь
Что известно о семье такого успешного управленца, как Ли Якокка? Личная жизнь, как сам он утверждает, сложилась для него счастливо. Со своей будущей женой он познакомился в 1949 году. Мэри Маклири в то время работала секретарем на заводе Форда. Их встреча состоялась на одном из мероприятий по случаю представления новых моделей автомобилей.
Постоянные разъезды по делам компании затрудняли общение и ухаживание. Несмотря на это, помолвка все же состоялась спустя несколько лет. Венчание произошло только в 1956 году в католической церкви. Но напряженная работа помешала осуществить даже планы на медовый месяц. Через день после свадьбы Лидо был вынужден уехать по делам.
Что чувствовал при этом Ли Якокка? Жена его любила, всячески поддерживала, окружала заботой и вниманием, старалась жить одними интересами с ним. Лидо переживал, конечно, но думал, что супруга понимает все. Он утверждает, что успеха добился во многом благодаря Мэри. Несмотря на занятость, глава семьи старался пятничные вечера и выходные посвящать семье. Дочери, Кэти и Лия, получали достаточно внимания и ласки от отца. Несмотря на высокий уровень благосостояния, Ли приучал их жить бережно и рационально.
Семейная жизнь была омрачена лишь болезнью Мэри. У нее был диабет, и даже могущественный Ли Якокка не мог ей помочь справиться с недугом. Мудрая, сильная женщина ушла из жизни в 1983 году. Лидо потрясла ее смерть, но он сумел пережить тяжелый период, окунувшись с головой в общественную деятельность.
Время писать мемуары
Известные деятели в области продаж и управления персоналом считают необходимым иметь под рукой известное издание «Карьера менеджера», автором которого является Ли Якокка. История успеха на руководящих должностях в компаниях "Форд" и "Крайслер" описана в нескольких автобиографических монографиях. Особенно интересно, остро и аргументировано он рассказывает о взаимоотношениях с Генри Фордом II, о непростом характере владельца автогиганта, о компромиссных и радикальных решениях на посту президента компании.
Завершив деятельность на руководящих постах, Ли Якокка, кроме того что занимается мемуарами, выступал в университетах с лекциями. Он продолжает участвовать в деятельности общественных фондов. Будучи в преклонном возрасте, Ли Якокка продолжает следить за изменениями на финансовых и фондовых рынках. Он активно делает вложения в перспективные отрасли электронной коммерции.
Ли Якокка: интересные факты
У американцев слово «Лидо» употреблялось на сленге в значении публичного дома. Чтобы не возникало двоякости, менеджер сокращал свое имя до Ли и стал использовать его, когда понял, что может добиваться успеха в продажах. Будучи обеспеченным человеком, он ведет размеренный образ жизни. Его можно было встретить разъезжающим на велосипеде. Он хранит устаревшие галстуки, надеясь, что мода на них еще вернется.
Будучи американцем итальянского происхождения, Лидо Якокка дружил в школе с двумя сверстниками-евреями. Как ни странно, эта троица была лучше остальных в классе по успеваемости. За это и из-за расовой нетерпимости их недолюбливали не только ученики, но и некоторые преподаватели.
Уже в школьные годы он почувствовал вкус успеха, так как был избран старостой. Он признался в мемуарах, что на некоторое время тогда ощущал свое превосходство над другими. И это сказалось на отношениях. Он потерял поддержку, утратил доверие товарищей и на следующих выборах потерпел неудачу. Но это стало хорошим уроком для будущего менеджера высшего звена.