В жизни порой приходится сталкиваться с людьми разных профессий. В последнее время одной из самых популярных считается работа курьера. Почему так получается? Что такого необычного в этой специальности, и в чем состоят основные обязанности курьера?
История профессии
Еще во времена греко-римской древности были люди, которые занимались доставкой сообщений, писем и различных предметов. Их сначала называли посыльными. После того как римский император Август ввел в стране специальную государственную службу, таких гонцов стали именовать «курьерами». Название произошло от латинского слова currere, что значит «бегать». С тех пор прошло немало лет, а специальность по сей день, актуальна. Кто же такие эти люди и что сегодня входит в обязанности курьера? Подобный работник может состоять как в штате конкретного предприятия, так и быть сотрудником специализированной компании, которая по роду своей деятельности занимается различными доставками.
Такие организации различаются между собой по нескольким признакам:
- По обслуживаемой территории. В этом случае предметы доставляются как внутри города, так и за его пределами. Услуга может оказываться даже между разными государствами или материками.
- По размерам доставки. Грузы могут быть мелки и крупногабаритные.
- Специализированные и универсальные.
Каждый из этих признаков накладывает свой отпечаток на обязанности курьера, который выполняет данную работу.
Особенности профессии
В принципе, стать курьером может каждый. Эта работа не требует каких-либо профессиональных навыков или специального образования. Но чтобы выполнять обязанности курьера, человек должен:
- Быть готовым к серьезным физическим нагрузкам. При большом количестве заказов передвигаться нужно с быстро и минимальными перерывами. Это совершенно невозможно, если у работника есть проблемы со здоровьем. Кроме того, такой ритм не сможет выдержать, к примеру, пожилой человек. Поэтому при отборе кандидатов учитывается и возрастной фактор.
- Легко ориентироваться на местности. Здесь имеется в виду знание конкретного региона и возможных путей сообщения. Если доставку срочной корреспонденции доверить человеку, который плохо знает город, то глупо рассчитывать, что он сможет вовремя добраться до места назначения.
- Иметь презентабельную внешность. Когда письмо приносит неопрятный посыльный, негативное мнение складывается обо всей организации. Вряд ли кто-то захочет повторно воспользоваться ее услугами.
Все эти обстоятельства обязательно рассматривает руководство при подборе кадров.
Что должен делать курьер?
На некоторых предприятиях штатным расписанием предусматривается наличие такой должности. В этом случае заранее разрабатывается специальная инструкция, где конкретно перечислены должностные обязанности курьера.
Их не так много. Работник этой профессии должен:
- Доставлять любую корреспонденцию и грузы в соответствии с указанием руководителя. Им может быть как директор предприятия, так и начальник курьерской службы.
- Перед отправкой внимательно изучить местонахождение получателя, созвониться с ним и уточнить время, удобное для встречи. Ведь у каждого предприятия есть свой график работы. Посыльный может прийти в обеденные часы и потерять драгоценное время. Если же письмо предназначено конкретному лицу, то необходимо договориться о том, чтобы в нужное время он находился на месте.
- Разработать собственный маршрут движения. Это нужно для организации своевременной доставки.
- Оформить и получить у ответственного лица доверенность.
- Правильно оформить документы на доставку. Может потребоваться не только подпись получателя, но и печать организации.
- Все поручения выполнять в установленные сроки.
В остальное время на рабочем месте курьер обязан быть полноценным членом коллектива: выполнять мелкие поручения непосредственного начальника, доброжелательно относиться к остальным сотрудникам, быть отзывчивым и позитивным.
Товары на дом
В наши дни особую популярность приобрели интернет-магазины. Они своими невидимыми сетями буквально окутали всю страну. Сейчас такие торговые объекты можно найти практически в каждом городе. Штат такого магазина обычно небольшой. Как правило, он состоит из: руководителя, бухгалтера, диспетчера, курьеров и грузчиков. Для каждого имеется отдельная инструкция с подробным описанием всех требований. Обязанности курьера по доставке в таком магазине мало чем отличаются от тех, которые выполняет, например, работник почты. Он должен также сначала получить от своего непосредственного руководителя задание, в котором перечислены все предназначенные для него заказы. Там же указан предельный срок доставки и данные получателя (адрес и телефон для связи). После этого курьер обязан созвониться с клиентом и договориться о дате встречи. Оказавшись на месте, работнику магазина надо вручить товар покупателю и дать ему расписаться в квитанции.
Этот документ нужен для отчетности. Иногда в обязанности курьера входит прием денежных средств. Обычно это оплата за товар и оказанные услуги. Если все сделано правильно, то ему остается только вернуться на место и отчитаться перед начальством о проделанной работе.
Быстрая доставка еды
В некоторых точках общепита иногда требуется водитель-курьер. Обязанности такого работника состоят соответственно из двух частей. Как водитель он должен уметь управлять транспортным средством и содержать его в надлежащем состоянии. А как курьеру ему необходимо:
- Получить один или несколько заказов.
- Разработать для себя оптимальный маршрут движения, чтобы не нарушать утвержденные сроки доставки.
- Отвезти заказ по месту назначения.
- Вручить его получателю, взяв за это причитающуюся оплату и подпись клиента в наряде.
- Вернуться на рабочее место за другими заданиями.
Такой алгоритм стал уже привычным для сотрудников пиццерий и суши-баров. Работа эта не сложная, но требует определенной подготовки.
Специфика состоит в том, что специалисту нужно постоянно общаться с людьми. Поэтому он должен быть максимально вежлив и корректен. Непозволительно проявлять негативные эмоции, даже если они вполне оправданы. Кроме того, на доставку пищевых продуктов отводится определенный временной диапазон, превышение которого может привести к снижению стоимости товара и ущербу для предприятия. А это совсем не понравится руководству.