Из года в год количество автомобилей на дорогах лишь растет, армия автомобилистов ширится, следовательно, возрастает потребность в услугах по качественному техническому обслуживанию машин.
Поэтому если вы задумались над тем, как открыть СТО, и будет ли данный бизнес приносить вам доход, то внимательно оцените свои финансовые возможности, проанализируйте ситуацию на данном рынке и набросайте бизнес-план будущего предприятия. Конечно, сейчас открывается очень много станций техобслуживания, но и количество желающих быстро отремонтировать свое авто не уменьшается, наоборот, оно постоянно растет.
Определяемся с видом предприятия
А теперь давайте подумаем, какую именно мастерскую вы сможете потянуть.
Первый вариант – это крупное предприятие, часто являющееся авторизованным сервисом определенного производителя. Здесь вам необходимо будет связаться с известным брендом и оформить франшизу, то есть вы начнете работать от имени узнаваемой марки, что привлечет к вам клиентов, привыкшим доверять зарекомендовавшей себя крупной компании. Такой способ требует солидных финансовых вливаний. Кроме того, вы должны доказать, что сможете поддерживать те сервисные требования, которые утверждены держателем бренда.
Второй вариант того, как открыть СТО, обойдется вам дешевле. Вы просто открываете средних размеров предприятие, которое бы удовлетворяло основные потребности клиентов в обслуживании: ремонт, покраска, шиномонтаж, мойка. Возможна организация небольшой зоны отдыха для клиентов.
Совсем скромный и по вложениям, и по сервису вид мастерской – это небольшая станция, владелец которой является и мастером.
Оформляем документы
Определившись с масштабом будущей компании, подумайте над тем, какую организационную форму вы выберете для своего СТО. Документы готовьте согласно этим условиям.
Для крохотной станции вполне сгодится статус ИП – индивидуальный предприниматель. А вот более крупный бизнес лучше оформить как общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Пока регистрируете свое дело, сразу же вставайте на учет в налоговой инспекции. Выбирая режим налогообложения, неплохо было бы получить квалифицированный совет от специалистов.
Не имея определенного опыта, сложно сходу понять, что выгоднее: патент, упрощенка или ЕНВД (тем более, что данная форма применима не ко всем регионам).
Найдите время и обзаведитесь необходимыми лицензиями на проведение техобслуживания, выполнение смазочных и заправочных работ, диагностики.
Контролирующие органы
СТО как бизнес, связанный с различными техногенными рисками, требует соответствующего контроля со стороны служб, отвечающих за безопасность. Вам придется заручиться разрешением со стороны санитарной инспекции, которая проверяет соблюдение основных гигиенических стандартов, и договориться с пожарниками, которые выдадут свои предписания относительно техники противопожарной безопасности.
Да и вам будет гораздо спокойнее, если на вашем предприятии будут в полной мере соблюдаться меры по охране труда. Это куда дешевле, чем выплаты в случае получения вашими сотрудниками травм.
Местоположение
Перед тем как открыть СТО, нужно согласовать с муниципальными властями вопрос аренды земли. Вряд ли вам будет позволено обосноваться в жилом помещении или общественном здании. Обычно под подобные предприятия либо приходится переоборудовать старые производственные помещения, либо брать в аренду (приобретать в собственность) земельный участок и возводить на нем здание с нуля. Подбирая себе место, старайтесь уцепиться за то, которое находится неподалеку от ведущих магистралей. Чем оживленнее, тем лучше. Так вы сразу же заполучите себе клиентов.
Помещение
Конечно, масштабы вашей деятельности определять только вам: согласно им вы будете рассчитывать необходимые площади. Вам придется выделить несколько обязательных зон.
Во-первых, это производственно-ремонтный участок. Во-вторых, административная часть: место руководителя, обеденная зона, медицинский пункт, душевая и туалет. В-третьих, вам следует отделить зону приема клиентов. Здесь нужно найти местечко для оформления документов и заказов. Если вы решили заодно торговать запчастями, то тут же могут быть выставлены стеллажи с продукцией.
Кроме того, вам понадобится небольшое складское помещение, где бы вы могли держать необходимые материалы, инвентарь, шины, жидкости, инструменты. Не обойтись и без вспомогательных технологических секций (трансформаторное, отопительное оборудование, насосные, компрессорные, вентиляция и система кондиционирования).
Да и об организации парковки придется позаботиться.
Устанавливаем оборудование
Итак, начало положено. Есть место и помещение. Теперь необходимо приобрести оборудование, чтобы проводить полноценное обслуживание автомобиля.
Что входит в минимальный набор:
- пост с подъемником (есть модели, рассчитанные на малую грузоподъемность, а есть и такие, что вполне потянут вес до 4 тонн);
- стенд развала-схождения;
- воздушный компрессор;
- диагностический сканер;
- вытяжка;
- трансмиссионная стойка, домкраты, траверсы.
Ну и те механизмы и автоматика, что могут понадобиться для оказания тех или иных услуг по ремонту, покраске и техническому сервису.
Инструменты для автосервиса
Список инструментов, которые нужно будет приобрести, гораздо обширнее. Здесь и приспособления для замены резинотехнических изделий, навесного оборудования, ремней ГРМ.
Для шиномонтажа, ремонта электрооборудования, двигателя, КПП и систем питания и выхлопа необходимы стенды, ключи, отвертки, станки, паяльное оборудование, дрели и многое другое. Работы с подвеской потребуют установки слесарных тисков, стоек, покупки угловой шлифмашинки (болгарки).
В отличие от основного оборудования инструмент подлежит частой замене. Не стоит экономить ни та том, ни на другом. Разумнее сразу наладить контакты с добросовестным поставщиком, который гарантирует качество и сервисное обслуживание сложных агрегатов.
Техническое оснащение подбирайте согласно тем видам работ, что намерены осуществлять, инструменты для автосервиса комплектуйте по количеству мастеров. Вы же не хотите, чтобы у вас появлялись простои каждый раз, когда у одного из сотрудников нет под рукой нужного ему для выполнения той или иной операции инструмента?
Перечень услуг
В зависимости от масштабов будущего предприятия определяется и список оказываемых клиентам услуг. Под каждым видом услуг подразумевается ряд технологических операций.
При планировании своей деятельности лучше всего составить подробные технические карты. Так вы поймете, какие специалисты вам нужны, и ещё раз пересмотрите оснащенность вашего сервиса.
Обслуживание автомобиля включает процессы по его предпродажной подготовке, мойке, тюнингу, ремонту, диагностике, регулировке.
Теперь чуть подробнее о каждом из процессов.
Предпродажная подготовка является на сегодняшний день весьма востребованной услугой, приносящей стабильный доход. Она состоит из работ, направленных на то, чтобы выявить и устранить внешние и внутренние дефекты автомобиля, которые могут значительно снизить его рыночную стоимость.
Диагностика может выступать как отдельный сервис или проводиться при предпродажной подготовке. Неплохо в идеале производить послеремонтную диагностику. Это позволит отслеживать качество исполненных работ.
К категории ремонтных работ относятся операции по замене, снятию и регулировке узлов, деталей, агрегатов автомобиля. Речь может идти о разборке-сборке двигателя, мостов, коробки передач, регулировке электрооборудования, замене радиаторов, топливных насосов, систем впрыска и так далее.
Смена колес, конечно, характеризуется сезонностью, но все же стоит выделить место под шиномонтаж. Не следует упускать свою выгоду.
Заранее определитесь, будете ли вы браться за восстановление кузова авто. Дело в том, что от вас в этом случае потребуется выделить отдельное помещение, где бы можно было осуществлять покрасочные работы. Плюс необходимо приобрести сушильное и сварочное оборудование.
Кроме того, не игнорируйте оказание небольших услуг, типа установки сигнализации и автоакустики. Хорошо продается комплексное сервисное обслуживание: смазка и заправка основных агрегатов, регулировка геометрии колес, фар, тормозов, систем зажигания, замена масла в двигателе.
Дополнительный сервис
Не забудьте про ряд сопутствующих услуг, которые будут работать на удержание клиента.
К примеру, займитесь продажей запасных частей, узлов и агрегатов. Вы избавите тем самым своих клиентов от необходимости лихорадочно искать нужные детали, которые вышли из строя. Вы сами диагностируете неполадки, тут же предлагая приобрести новую запчасть, которую квалифицированный мастер поставит на её законное место.
Заодно можно предлагать покупку или заказ различных аксессуаров, начиная от акустических систем до автосигнализации.
Подумайте и о том, чем занять своих клиентов, которые томятся в ожидании. Им можно предложить услуги небольшого кафе, организовать Wi-Fi зону, поставить парочку массажных кресел. Не лишними будут услуги автострахования, приема платежей. Эти «опции» можно освоить позднее, а можно заложить их в бизнес-план заранее, перед тем как открыть СТО.
Подбираем персонал
Без хорошей команды успеха не достигнуть. Даже на скромном пункте, где оказывается очень ограниченный спектр услуг, лучше работать с напарником. Да, вы можете быть специалистом экстра-класса, но вряд ли вы справитесь в одиночку и с управлением вашим бизнесом, и с ремонтом, и с приемкой заказов.
А ещё вы будете вынуждены разрываться между клиентами и поставщиками, общаться с налоговой и контролирующими органами, поэтому лучше обзавестись ещё одним мастером.
Для автосервиса с полным набором услуг потребуется сформировать штат сотрудников: несколько механиков, электрик, моторист. Лично опросите кандидатов, выясните их опыт, квалификацию, умение работать на специальном оборудовании.
Если планируете заняться дополнительными услугами, подумайте о персонале для своей торговой точки, кафе, стола заказов.
Продвигаем свой сервис
Даже если вы открылись в самом оживленном месте, у вас отличные мастера и вы предлагаете услуги высокого класса, без рекламы вам не обойтись. Вы должны заявить о себе, привлечь к себе клиентов. Разработайте узнаваемый логотип, закажите для персонала спецодежду с фирменной символикой.
Раздавайте на заправках и в торговых центрах свои визитки и флаеры. Продумайте систему скидок, периодически балуйте клиентов акциями. Хорошие результаты дает запуск бонусной программы. Для постоянных клиентов вы можете оказывать бесплатно некоторые мелкие услуги. Например, диагностика плюс замена масла в двигателе. Добрая молва о вас будет распространяться, прибавляя вам клиентов.
А стоит ли вкладываться, или рентабельность автосервиса
Понятно, что запуск своего автобизнеса не обходится без серьезных капиталовложений. А стоит ли дело того? Выгоден ли автосервис?
Конечно, здесь очень многое зависит от местоположения, объема оказываемых услуг, их качества, мастерства персонала, грамотной рекламы. При благоприятном раскладе прогнозируемый срок окупаемости составляет примерно два или три года. Это если у вас будет хорошая загруженность заказами, вы будете обеспечены постоянной клиентурой и не станете держать на предприятии «халтурщиков». Плохие ремонтники создадут вам отрицательную репутацию. Лучше постарайтесь заполучить в штат грамотных специалистов, тогда и нареканий на качество услуг не возникнет.
Добиться увеличения прибыли можно лишь постоянно совершенствуя предлагаемый спектр услуг. Необходимо строго следить за их качеством, привлекать новых посетителей, увеличивать обороты.
Гаражный сервис
Если вы понимаете, что пока вам не дотянуть даже до открытия скромной технической станции, но желание заняться этим бизнесом есть, подумайте о скромном старте, который потребует от вас минимального финансового вклада. Вам потребуются некоторые знания о том, как открыть шиномонтаж в гараже. Для этого вам даже не нужны лицензии или разрешения. Достаточно пройти регистрацию как ИП и довольствоваться упрощенной системой налогообложения.
Со временем спектр услуг можно потихоньку расширять, вкладывать появляющуюся прибыль в дальнейшее свое развитие и в результате дорасти до полноценного СТО.