Рубрики

Бизнес-план автосервиса

Состояние и структура рынка

[caption id="attachment_4786" align="alignleft" width="300"]Biznes-plan avtoservisa автосервис[/caption]

Ликвидность рынка автосервиса напрямую зависит от состояния отечественного автопарка, а он за последние десять лет увеличился в 1,5 раза, и сегодня по дорогам России бегает 50,5 млн. автомобилей. Для справки в 2005 году их число составляло 30 млн. По прогнозам экспертов, количество автомобилей будет расти и дальше, по крайней мере, на 2,5-5% в год в зависимости от макроэкономического положения в стране.

За таким бурным развитием автомобилизации страны рынок автосервисов никак не поспевает. По-прежнему фиксируется серьезный недостаток станций технического обслуживания, особенно, в регионах. Поэтому конъюнктуру рынка автосервисом можно и сейчас расценивать как очень благоприятную, поскольку перед многими автомобилистами стоит серьезная проблема низкого качества технического обслуживания их «железных коней». И возможность открыть автосервис с нуля и в ближайшее время выйти в прибыль по-прежнему очень велика.

Выстраивая бизнес-план автосервиса, следует понимать, что структура рынка автосервисов уже четко сформировалась:

  1. Авторизированные сервисы. Они работают под жестким контролем официальных дилеров, которых, в свою очередь, контролируют автопроизводители. Контроль проводится как по критериям качества работы, так и по предлагаемому сервису обслуживания. Даже реклама автосервиса будет проводиться в рамках масштабных маркетинговых программ автодилера или автопроизводителя. Отметим, что это наиболее затратный для инвестора старт, но и прибыль здесь также высока.
  2. Сетевые автосервисы собственных брендов. Данный вид автосервиса можно рассматривать как один из видов франчайзинга. Вы инвестируете только средства, а обладатель бренда предоставляет вам апробированные на практике методики работы, обеспечивает оборудованием, иногда может даже предоставить специалистов. И в этом случае вопрос «Как назвать автосервис?» отпадет сам собой, его названием станет торговая марка, от имени которой вы будете предоставлять услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей
  3. Одиночные сервисные пункты по-прежнему остаются наиболее массовым видом автосервиса. Относительно выше перечисленных видов автосервисов планка входа в бизнес значительно ниже, но, с другой стороны, вы сами должны быть «в теме», иначе у вас будет два пути – или прогореть из-за того, что вы не сможете наладить эффективный контроль за своим бизнесом, или же стать осведомленным в бизнесе и раскрутить автосервис.
  4. Гаражный автосервис. Исчезающий вид автосервисов, встречается в единичных экземплярах. Все, кто начинал 90-х и начале 2000-х годах в гаражном автосервисе или выпал из бизнеса, или уже переместился в одну из трех выше указанных категорий.

 

Место расположения

Если брать во внимание и крупные города, то в последних автосервис следует организовать в новопостроенном микрорайоне, можно даже на голом месте, лишь бы рядом находилась оживленная трасса. В этом случае вам не придется конкурировать со «старожилами» и вести с ними демпинговые и не только войны. В случае «голой земли» можно даже построить автосервис своими руками. И подобный вариант для единичного автосервиса может стать даже самым лучшим, поскольку вы всегда сможете достроить к станции новые помещения при расширении бизнеса.

Если речь идет о небольших городах, то принцип выбора места организации автосервиса тот же – автосервис следует организовать рядом с оживленной автострадой и желательно подальше от «конкурирующих организаций».

При выборе места также следует помнить, что помещение под автосервис, находящееся  ближе чем на 50 метров от жилых домов или возле водоема, автоматически подпадет под запрет СЭС.

 

Помещение и земля

Если вы хотите войти в сегмент авторизированных или сетевых автосервисов, то сразу рассчитывайте на то, что перечень услуг автосервиса будет максимально широким, и потому он будет состоять из нескольких цехов, в которых будут проводиться разные по типу работы. В некоторых случаях площадь автосервиса будет достигать 600-700 кв. м. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы внутри и снаружи ваш автосервис выглядел презентабельно. Для подобных автосервисов внешний лоск также важен, как и качество проводимых ремонтных работ.

Если же вы решили открыть одиночную станцию автосервиса, то можно поначалу ограничиться одним боксом площадью до 100 кв.м. Однако это вовсе не означает, что его можно открывать даже без минимального косметологического ремонта. Все-таки клиенты оценивают качество ремонта по внешнему виду станции техобслуживания.

Для того чтобы взять в аренду указанное по площади помещение вы должны подготовить следующий пакет документов.

  1. Проектная документация, которую необходимо предоставить для утверждения в местную администрацию. Расценки на составление проектной документации будут сильно варьироваться в зависимости от конкретного района. В проекте обязательно должно быть описано отопление автосервиса, подключение водопровода, подключение электричества и освещение для автосалона и пр.
  2. Затем надо согласовать проектную документацию в профильных комиссиях. Часто эта процедура превращается в настоящий бюрократический ад.
  3. Выкупить право на аренду земельного участка под ваш автосервис.
  4. Регулярно платить арендую плату за землю, размер которой сильно разнится не только  от конкретного региона, но и от конкретного местоположения участка.
  5. Через определенное время вы получаете право выкупить арендованную землю, что сделать надо обязательно, поскольку этот шаг сильно коммерциализирует ваш бизнес, иными словами, существенно прибавит его продажную стоимость.

 

Структура бизнеса

Стандартную структуру автосервиса можно описать следующим образом:

  1. Электроцех.
  2. Малярный цех.
  3. Кузовной цех.
  4. Слесарный цех.
  5. Площадка для шиномонтажа.

В этих цехах будут проводиться следующие виды ремонтных работ:

  • покраска автомобилей;
  • зарядка и ремонт аккумуляторов;
  • ремонт двигателей;
  • ремонт рулевой системы;
  • ремонт рулевого управления;
  • жестяно-сварочные работы;
  • балансировочные и шиномонтажные работы;
  • электротехнические;
  • контрольно-диагностические работы;
  • слесарные работы в автосервисе;
  • смазочно-заправочные работы.

Эта структура будет обязательной для авторизированного или сетевого автосервиса, тогда как для одиночной станции техобслуживания лучше не распылятся, а сосредоточиться сначала на чем-то одном, а затем уже добавлять к основе дополнительные услуги. Это будет тем более верно, если вы сами являетесь докой в какой-то узкой сфере.

Юридические требования по открытию бизнеса

Автосервисы сегодня не подлежат лицензирования. Для открытия автосервиса достаточно будет получить только сертификат соответствия у специализированной компании, количество которых сейчас более чем достаточно. Причем, сертификат можно получить без всяких очередей и взяток.

Для этого от вас потребуется представить правоустанавливающие документы на вашу компанию, естественно, они должны быть в полном порядке.

В штате вашего автосервиса должен присутствовать человек с техническим образованием, желательно, специализированным на автомобильном транспорте, который бы контролировал работу.

 

Персонал

 

[caption id="attachment_4787" align="alignleft" width="300"]Персонал автосервиса Персонал автосервиса[/caption]

Поскольку квалифицированных специалистов по месту организации автосервиса найти бывает крайне сложно, то, скорее всего, вам придется нанимать работников из ближайшего зарубежья. Правда, их квалификация может оказаться, мягко говоря, недостаточной, не говоря уже о том, что у них могут возникнуть языковые барьеры общения с клиентами, а культура труда окажется крайне низкой.

Поэтому при найме на работу специалистов из ближнего зарубежья вам придется поддерживать на автосервисе железную дисциплину и регулярно проводить курсы повышения квалификации. Иначе вам придется регулярно «разруливать» конфликтные ситуации с клиентами.

А для вас, особенно на первых порах, придется упорно работать на свою репутацию и браться даже за копеечную работу лишь бы привлечь клиентов в автосервис.

 

Выбор оборудования

Выбор оборудования, а, следовательно, и львиная доля расходов на старте бизнеса будет связана с приобретением оборудования для автосервиса. При вашем входе в нишу авторизованного и сетевого автосервиса от вас потребуется приобретение фирменного импортного оборудования, причем, зачастую, какое именно оборудование следует приобрести, вам будет указывать либо официальный дилер конкретного автопроизводителя, либо владелец марки, под которой вы будете открывать автосервис.

Если же вы решаете открыть единичную станцию техобслуживания, тогда можно приобрести оборудование для автосервиса более дешевого ценового сегмента, поскольку главным вашим козырем является качество проведенного ремонта, а оно, прежде всего, кроется в ваших руках.

 

6. Затратные статьи

Основные затраты вашего автосервиса будут следующими:

  1. Зарплаты работникам.
  2. Амортизация оборудования.
  3. Арендные и коммунальные платежи.
  4. Налоги.

Относительно последнего пункта лучше всего ваш автосервис оформить в качестве ООО и перевести его на упрощенную систему налогообложения – 6% от выручки, без НДС.

Но даже с таким налоговым послаблением будьте готовы к тому, что 70% выручки эти расходные статьи будут съедать. Хотя при правильной организации бизнеса уровень расходов можно снизить и до 50%, и даже до 30%. Но подобная рентабельность автосервиса достигается только после накопления определенного практического опыта по ведению вашего бизнеса и создания группы лояльных клиентов, которые будут готовы заказывать дорогостоящие виды ремонта.

 Тогда сколько может заработать ваш автосервис? Его максимальная планка выручки составляет 15 млн. руб., больше не позволит сама юридическая форма организации вашего автосервиса – ООО с упрощенной системой налогообложения.

На практике же суммы куда как скромнее. Ваша выручка, помимо конкуренции, будет зависеть еще и от погоды и кучи других, порой трудно предсказуемых обстоятельств. В мае и в августе рассчитывайте на спад клиентуры, а с середины декабря по февраль для автосервисов вообще начинается мертвый сезон. Итого у вас оказывается в году всего около 300 рабочих дней. Для Москвы при таком графике годовой оборот автосервиса составит 250-320 тыс. долларов, а в сухом остатке у вас останется примерно 75-100 тыс. долларов. При затрате на оборудование автосервиса в районе 400-500 тыс. долларов полная окупаемость вашего бизнеса произойдет за 5-7 лет.

 Здесь мы хотим подчеркнуть, что приводя подобную калькуляцию, мы хотели только указать на сроки окупаемости. Даже если для старта вашего автосервиса потребуется меньшая сумма, но все равно его окупаемость останется в районе 5 лет.