Сейчас отечественный турист не ограничивается путешествиями по своей стране. Западная и Центральная Европа, Африка, Юго-Восточная Азия, государства Карибского бассейна — все это теперь доступно для каждого, были бы деньги. Кто-то не ограничен в средствах и заказывает турпакет по высшему разряду. А другие пытаются сэкономить. И урезание бюджета поездки зачастую идет за счет авиабилетов. Перелет чартером к месту отдыха сохранит ваши деньги и позволит потратить их на что-то другое. Эта статья призвана прояснить три вопроса, которые мучили многих самостоятельных путешественников. Что такое чартер, где купить билет на такой самолет и возможно ли его приобрести без турпакета? Ниже мы постараемся ответить на эти вопросы. Чартеры вылетают из многих крупных городов. Но в данной статье мы только коротко коснемся тех, что следуют из московских аэропортов.
Что такое чартер
Это форма фрахтовки судна — как морского, так и воздушного. Сравнить чартер можно со свадебным лимузином: вы заказываете его, естественно, с водителем и прочими услугами, задаете маршрут, по которому вас следует везти, и время. А кто в этом лимузине поедет — решать уже вам. Так и с чартером. Только в этом случае лимузином выступает самолет, предоставляемый какой-то авиакомпанией, а заказчиком — турфирма. И часто не одна. Заполнить весь борт на определенное время могут лишь несколько фирм, которые и фрахтуют воздушное судно вскладчину. Впрочем, есть и такие мастодонты туристического бизнеса (к примеру, TUI), у которых в распоряжении есть свои собственные самолеты. Но в принципе, чартер — это нерегулярный рейс, который заказывают фирмы для перевозки своих клиентов. И иногда такие авиа-перелеты никак не связаны с туризмом. Некоторые крупные бизнес-компании заказывают самолет для перевозки сотрудников на конференции или проведение корпоратива.
Почему чартеры дешевле
Регулярные рейсы редко когда бывают заполнены под завязку. Поэтому компании рассчитывают риски. Получается, что пассажиры, летящие регулярным рейсом, доплачивают за пустые кресла в салоне. Другое дело чартер! Это самолет, летящий, как правило, в курортное место, причем в самый разгар туристического сезона. Салон заполняется усилиями сразу нескольких турфирм, которые заранее выкупают свои сектора мест. Поэтому салон гарантированно будет заполнен на сто процентов. К тому же под чартеры авиакомпании направляют видавшие виды самолеты, что, впрочем, никак не влияет на безопасность пассажиров. Отказаться от чартера нельзя — разве что переоформить билет на другое имя. Так что коммерческих рисков компания-перевозчик не несет: все билеты уже выкуплены туристическими операторами. А это напрямую влияет на цену поездки. Сервис в таких самолетах на порядок ниже, чем в рейсовых. Но это тоже не всегда, есть и исключения.
Можно ли купить билет на чартер
Конечно, туристическая компания заинтересована в продаже всего пакета услуг. В него входят билеты на самолет (туда и обратно), трансфер из аэропорта назначения до отеля, проживание, питание и даже некоторые экскурсии. За каждый пункт из этого пакета, который будут выполнять работники в стране отдыха, российская турфирма получает свои проценты. Поэтому она прежде всего продаст билет на чартер тем, кто купит путевку. Но не все так просто. Близится дата вылета, и операторы понимают, что не все места, выкупленные ею у авиаперевозчика, распроданы «организованным туристам». Чтобы сократить потери, фирма начинает уступать билеты «дикарям», то есть самостоятельным путешественникам. Причем чем ближе покупка к дате вылета, тем она будет дешевле. Таким образом, за билет на чартер можно заплатить в два, а то и три раза меньше, чем за регулярный рейс по аналогичному маршруту. Грех не воспользоваться таким предложением.
Преимущества чартеров
Прежде всего, это цена. И дешевизна в этом вопросе не ограничивается одним лишь бюджетным перелетом. Чартеры летают туда, куда часто нет регулярных рейсов. И если вы хотите, к примеру, добраться до Хургады в Египте или Закинтоса в Греции, то вам не нужно будет сначала ехать в Каир или Афины. Таким образом, вы экономите еще и на дороге к местному курорту. Также не из всех городов России можно добраться до столиц европейских или азиатских стран регулярными рейсами. Приходится жителям глубинки ехать в Москву или Санкт-Петербург. Таким образом, чартер — это возможность вылететь из родного города и приземлиться непосредственно в аэропорту выбранного курорта, причем за небольшие деньги. И чтобы купить такие бюджетные авиабилеты, вовсе не нужно связывать себя обязательствами с туристическими фирмами. Можно оплатить лишь перелет.
Недостатки чартеров
Если бы в этой бочке с мёдом не было бы ложки дёгтя, все бы катались исключительно такими нерегулярными рейсами. Минусы у чартеров есть, и будет нечестным о них умолчать. Купленные билеты на самолет нельзя сдать. Их стоимость вам не возвращается, какими бы уважительными ни были причины отказа от полета. В бронь также нельзя внести изменения. Чартеры летают не туда, куда вам захочется, а в наиболее популярные места отдыха. Так что любителям экзотики следует искать иные пути, чтобы добраться до Бурунди, Сьерра-Леоне и других подобных стран. Кроме того, чартеры летают в высокий туристический сезон, когда цены на курортах достигают своего пика. Таким образом, экономя на дороге, вы проигрываете на цене проживания. Многие люди хотели бы посетить Таиланд или Доминикану в так называемый «сезон дождей». Но с чартерами это сделать вряд ли удастся.
Ночи в аэропорту
Но самым большим недостатком чартера является не это. Даже крупные аэропорты имеют ограниченное количество взлетно-посадочных полос. И для того, чтобы стартовать по своему маршруту, самолеты выстраиваются в очередь. Приоритетными тут являются регулярные рейсы. Ведь чартер — самолет, которого даже нет в расписании. Он допускается на взлетную полосу тогда, когда ни один из регулярных рейсов на нее не претендует. Это обстоятельство очень задерживает посадку пассажиров чартеров. Поэтому если вы планируете поездку стыковочными рейсами, не связывайтесь с этим видом транспорта — можете не успеть на свой самолет. Но такие аэропорты, как Шарм-эль-Шейх или Пуэрта-Плата, в которых приземляются в основном чартеры, примут вас без промедления. Чего не скажешь о Барселоне, Праге или Пальме-де-Майорка. Конечно, задерживают и регулярные рейсы. Но тогда компания-перевозчик компенсирует неудобства своих клиентов: выдает пакеты питания, иногда даже селит на ночевку в гостиницы. А пассажиры чартеров вынуждены кантоваться в зале ожидания.
Сервис
Правило «Не стоит ждать от дешевого чего-то супер-хорошего» действует и в небе. На обед вам подадут в лучшем случае салат и бутерброды. А могут и ограничиться только безалкогольными напитками. Если вы летите четыре часа, можно и потерпеть. А если десять, двенадцать? И еще. Дешевые чартеры таковыми являются для взрослых. А вот для маленьких пассажиров не предусмотрены детские билеты. Если ребенок занимает отдельное кресло, родители платят за него, как за взрослого. И конечно, никаких клубных привилегий и «бонусных миль» в чартере вы не найдете. Этот вид транспорта сравним с лоу-костами — бюджетными авиакомпаниями. Они летают по расписанию, но их рейсы также не считаются приоритетными. Низкие цены на билеты достигаются за счет экономии буквально на всем, кроме безопасности пассажиров. Но клиенты лоу-коста могут предъявить жалобы к своей компании. Пассажиры чартера приобрели билет в турфирме, но ответственность за международные авиаперевозки несет не она. Фрахтовщик выступает лишь посредником.
«Принцип двух недель»
Большинство туристических путевок рассчитано на четырнадцать дней. Поэтому агентства фрахтуют воздушное судно с расчетом доставить своих клиентов обратно в Россию через две недели. И это стоит учитывать тем самостоятельным путешественникам, которые хотят «подсесть на чартер». Цена на билеты будет прямо зависеть от даты вашего обратного вылета. Приведем пример. Билет на чартерный рейс «Москва — Салоники — Москва» будет стоить триста тридцать пять евро. Но такая цена будет только в том случае, если обратно вы полетите ровно через две недели после отправления из столицы России. Если же вам захочется отдохнуть в Салониках месяц, то аналогичный билет обойдется вам уже в четыреста восемьдесят пять евро. Это фактически цена перелета на регулярном рейсе.
Чартеры из Москвы
А теперь от теории перейдем к практике. Как же купить билеты на чартер? Теоретически это можно сделать лишь по остаточному принципу. То есть самостоятельный путешественник может купить место в самолете, которое не удалось продать «организованному туристу». Такие билеты есть, и нужно уметь за ними охотиться. Вовсе не обязательно бегать по туристическим бюро вашего города с вопросом "а не осталось ли у вас лишнего билета по такому-то направлению". Для чартеров существуют специальные сайты и даже поисковики. На них турагентства скидывают все актуальные предложения, потому что продавцы тоже ищут своих покупателей. И эта ниша международных авиаперевозок составляет достойную конкуренцию регулярным рейсам. Из Москвы на чартере можно улететь в разные уголки света. Варна и Бургас, Нячанг, острова Греции, Пунта-Кана, Эйлат, Гоа, Акаба, Варадело и Канкун — это далеко не полный список направлений.