Ответим на вопрос: "Что такое менеджмент?" Прежде всего следует определиться с самим термином. Слово «менеджмент» в переводе с английского языка (manaqament) означает "управление", "руководство". Сегодня под этим термином понимают науку об управлении, осуществляемом в условиях рыночной экономики.
Различные взгляды на менеджмент
Можно по-разному ответить на вопрос о том, что такое менеджмент. Это понятие является очень широким. Упрощенно оно трактуется как умение заставить людей заниматься своим делом, добиваться поставленных целей. В более широком толковании его можно рассматривать сразу в нескольких аспектах. Во-первых, менеджмент представляет собой отрасль знаний, которая с помощью искусства управления достигает успеха в области экономики, социологии, психологии и др. Второй возможный ответ на вопрос о том, что такое менеджмент, следующий: это обеспечение гармонии в осуществлении деятельности той или иной фирмы, ее эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции. В общем виде это процесс установления целей, формирования ресурсов для достижения поставленных целей, последующая оценка результативности и определение дальнейших стратегических действий.
Содержание менеджмента можно рассматривать с разных сторон:
- Как искусство и метод управления.
- Как вид деятельности, а также процесс принятия управленческого решения.
- Как отдельный аспект управления деятельностью той или иной организации.
Раскрывая вопрос о том, что такое менеджмент, следует заметить, что это управление не предметами, а организацией и техникой работы людей согласно программам и принципам.
Виды и направления менеджмента
Имеются различные виды и направления менеджмента:
- маркетинговый, который имеет дело с распространением товаров;
- производственный, кадровый, финансовый;
- транспортный, реализующий поставки товаров;
- административный, который регулирует делопроизводство и внутренние связи бизнеса;
- международный, регулирующий внешнеэкономические связи, импорт, экспорт, научно-техническое сотрудничество и так далее.
Менеджмент и управление
Как вы видите, понятие менеджмента комплексное, фундаментальное. Оно отражает важнейшие свойства и устойчивые отношения в процессах управления фирмой.
Вместе с тем управление и менеджмент - это не одно и то же. Между ними существуют некоторые различия. Менеджмент является понятием, включающим в себя следующие составные части:
- управление научными исследованиями и технологическими разработками;
- маркетинг;
- управление трудовыми ресурсами;
- управление финансами;
- управление самим процессом производства.
Долгие годы в нашей стране под понятием "управление" понималось руководство процессом производства как главной отраслью народного хозяйства. Такое понимание не утратило своего значения и сегодня, но рассматривается уже как часть менеджмента.
История развития менеджмента
Понятие менеджмента имеет свою историю развития, свои концепции, теорию и практику. Считается, что его возникновение относится к концу XIX - началу XX века. За этот период существенно менялась сущность менеджмента, его теория, концепции и цели. Формировались его национальные школы. Наиболее значимыми стали американская, британская, японская.
В тридцатые годы ХХ века была особенно осознана значимость менеджмента. Эта деятельность превратилась в отдельную профессию, а область знания стала самостоятельной дисциплиной. Создавались учебные заведения по подготовке специалистов по управлению. Менеджмент захватил практически весь мир, включая и развивающиеся страны. В 1964 году в США создается международный корпус управленческой помощи по подготовке специалистов для многих стран.
Японская школа менеджмента
Представляет интерес сущность менеджмента японской школы, его характерные особенности. Эта школа возникла в конце 50-х годов ХХ века. Японцы восприняли менеджмент как главную движущую силу прогресса. В настоящее время японская школа - одна из самых эффективных в мире. Успех ее определяется целым рядом факторов. Прежде всего при ее создании учитывался национальный менталитет нации. Далее главный акцент сделан на умение индивидуально работать с людьми. Вместе с тем японский менеджмент ориентируется не на индивидуальную, а на групповые формы организации труда. В фирмах создаются команды управленцев, решающие все производственные и сбытовые проблемы с целью повышения эффективности производства. Используется механизм коллективной ответственности, когда все члены коллектива участвуют в принятии управленческих решений и, соответственно, несут равную ответственность.
Менеджмент сегодня
На нынешнем этапе развития человечества с быстро меняющимися условиями жизни и деятельности во всех сферах жизни, обостряющейся конкуренцией существенно повышается значение менеджмента. В его исследованиях широко используются достижения различных наук: экономики, математики, кибернетики, социологии, психологии и других, то есть современный менеджмент становится областью применения знаний научных исследований самых разных направлений. Системный подход позволил интегрировать достижения всех национальных школ менеджмента и использовать их в теории и практике управления.
Организация в теории менеджмента
В теории менеджмента «организация» - это понятие, обозначающее любую группу людей, которые объединены для реализации конкретных целей. Для того чтобы можно было говорить об организации, созданная группа людей должна соответствовать некоторым требованиям:
- количество людей в группе должно быть не менее двух;
- общая цель известна всем членам данной организации;
- общие и при этом согласованные друг с другом намерения для достижения поставленных целей.
Таким образом, мы можем рассматривать организацию в менеджменте как социальное образование, которое объединяет множество людей с общими стремлениями для достижения общей цели. Организация считается успешной, если она эффективно добивается своей цели.