Рубрики

Что такое монополия? Понятие, виды, достоинства и недостатки

Монополия - это тип рыночных отношений, при котором всю отрасль производства товара одного вида контролирует лишь один продавец. Других поставщиков однородных товаров на таком рынке не существует.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности. По своей сути монополия препятствует возникновению и функционированию стихийных рынков, а также подрывает свободную конкуренцию.

что такое монополия

Причины возникновения монополии

Невозможно понять, что такое монополия, не изучив причины ее возникновения на рынке. Пути образования монополий весьма разнообразны. В одним случаях более крупная компания покупает более слабую, в других слияние происходит добровольно. При этом объединяться могут организации-производители не только одной и той же продукции, но и предприятия, не имеющие общего ассортимента и технологии производства.

Следующий способ образования монополии на рынке - так называемое "грабительское" ценообразование. Данный термин обозначает установку фирмой настолько низких цен, что предприятия-конкуренты несут большие издержки, в результате чего покидают рынок.

Что такое монополия? Это главное желание каждого производителя и продавца. Суть монополий - не только ликвидация огромного количества проблем, связанных с конкуренцией, но и концентрация в одних руках определенной ветви хозяйственной власти.

Монополист способен влиять не только на других участников рыночных отношений, навязывая им свои условия, но и на общество в целом!

конкуренция и монополия

Что такое монополия?

Монополии - это хозяйственные объединения, находящиеся в собственности частных лиц и осуществляющие единоличный контроль над определенными отраслями рынка с целью установки на нем монопольных цен.

Конкуренция и монополия - неотъемлемые элементы рыночных отношений, однако последняя препятствует их экономическому развитию.

Характерные черты монополии:

  •  Вся отрасль представлена одной фирмой-производителем данного товара.
  • Покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него. Производитель, как правило, обходится без рекламы.
  • Монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость.
  • Производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими.

Монополия отдельного предприятия - так называемая "честная" монополия, путь к которой проходит через постоянное повышение эффективности производства и достижение весомых преимуществ перед конкурентными предприятиями.

Монополия как соглашение - добровольное слияние нескольких крупных фирм с целью прекращения конкуренции и самостоятельного регулирования ценообразования.

государственная монополия

Виды монополий

Естественная монополия возникает по ряду объективных причин. Естественным монополистом на рынке является производитель, в наибольшей степени удовлетворяющий спрос на определенный товар. В основе подобного превосходства лежит совершенствование технологий производства продукции и обслуживания потребителей, при которых конкуренция нежелательна.

Государственная монополия возникает в ответ на определенные действия правительства. С одной стороны, это заключение государственных контрактов, предоставляющих предприятию исключительное право производства определенных видов товаров. С другой стороны, государственная монополия - это объединение государственных предприятий в обособленные структуры, выступающие на рынке в качестве одного субъекта хозяйствования.

Экономическая монополия на сегодняшний день распространена больше остальных, что объясняется закономерностями хозяйственного развития. Достичь положения экономического монополиста можно двумя способами:

  • развитие предприятия за счет увеличения его масштабов путем постоянного наращивания капитала;
  • централизация капитала, т. е. добровольное или принудительное поглощение конкурентных организаций и, как следствие, доминирующее положение на рынке.

суть монополий

Классификация рынков по степени монополизированности

По степени ограничения конкуренция рынки классифицируются на 2 типа:

1. Совершенной конкуренции - характеризуется абсолютной невозможностью влияния его участниками на условия реализации продукции, а главным образом - на цены.

2. Несовершенной конкуренции. Он в свою очередь подразделяется на 3 группы.

  • рынок чистой монополии - функционирует в условиях абсолютной монополии;
  • олигополистический - характеризуется небольшим количеством крупных производителей однородных товаров;
  • рынок монополистической конкуренции - подразумевает наличие большого количества независимых друг от друга продавцов схожих, но не идентичных товаров.

регулирование монополии

Преимущества и недостатки монополий

Что такое монополия? Это лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия. Однако это не единственный ее недостаток, есть и другие:

  1. Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.
  2. Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
  3. Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.
  4. Замена свободного экономического рынка административной диктатурой.

Достоинства монополии:

  1. Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.
  2. Наибольшая стойкость по отношению к экономическим кризисам.
  3. Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Государственное регулирование монополий

Каждое экономически-развитое государство сталкивалось с необходимостью проведения антимонопольной политики, цель которой - защита конкуренции.

В планы государства не входит всеобщая организация свободных рынков, его задача - устранить наиболее серьезные нарушения в рыночной системе. Чтобы ее выполнить, создаются такие условия, при которых конкуренция и монополия одновременно не могут существовать, и первая более выгодна для производителей.

Антимонопольная политика реализуется посредством некоторых инструментов. Регулирование монополии осуществляется за счет поощрения свободной конкуренции, контроля над крупнейшими производителями на рынке, содействия мелкому и среднему бизнесу и постоянного мониторинга цен.