Демпинг - это экономическое явление, которое чаще всего относят к методам нечестной конкуренции. Многие предприниматели готовы идти на серьезные жертвы, чтобы устранить конкурентов.
Демпинг: определение, значение, перевод
Существует множество методов конкурентной борьбы. Одним из таковых является демпинг. Это искусственное, преднамеренное занижение цен до уровня ниже рыночного. Иногда, чтобы устранить конкурентов и занять место в рыночной нише, производители даже могут опустить планку ниже себестоимости. Стоит отметить, что в переводе с английского языка данный термин означает "сброс". В данном контексте понятие имеет отношение к запасам товара. Подразумевается сброс запасов готовой продукции по низким ценам.
Расчет здесь очень прост. Потерпев убытки в начальном периоде, производитель может завоевать значительную долю рынка. Впоследствии, когда цены начнут постепенно повышаться, фирма полностью окупит все мероприятия и недостачу. Производители идут на этот шаг абсолютно добровольно и осознанно.
Типы демпинга с точки зрения законодательства
Демпинг - это достаточно широкое понятие, которое может рассматриваться с разных точек зрения. Так, если говорить о государстве и законодательстве, то правомерно назвать следующие его виды:
- ценовой демпинг - подразумевает, что фирма-производитель в процессе экспорта реализует свои товары гораздо дешевле, чем на внутреннем рынке;
- стоимостный демпинг - подразумевает продажу за рубеж товаров по цене, которая не превышает себестоимости производства изделий.
Демпинг с коммерческой точки зрения
Таким образом, демпинг - это достаточно эффективный и распространенный метод конкуренции. Говоря о коммерции, стоит отметить следующие его основные разновидности:
- спорадический демпинг - носит эпизодический характер и предполагает реализацию небольших партий товаров по заниженным ценам (примером могут послужить сезонные распродажи);
- преднамеренный - предполагает целенаправленное снижение цены для устранения конкурентов с рынка;
- постоянный - его суть становится ясной из самого названия;
- обратный - подразумевает, что экспортер реализует товары за пределами государства по намного более высоким ценам, чем на внутреннем рынке;
- встречный демпинг - это явление, при котором две страны (или более) в своих взаимных торговых отношениях придерживаются среднерыночных цен.
Таким образом, нельзя рассматривать демпинг только под одним углом. В некоторых случаях он не просто не является причиной серьезных экономических проблем, но еще и приносит выгоду нескольким сторонам торговых отношений.
Антидемпинговая политика
Задаваясь вопросом "Демпинг - что это такое?", далеко не все знают о том, что эта деятельность не совсем законна. Согласно нормам Всемирной Торговой Организации, она относится к недобросовестным методам конкуренции. Особенно остро этот вопрос встает в том случае, когда речь заходит о международной экономике.
В случае возникновения подозрений проводится специальное расследование с целью выявить демпинг. Что это такое? Можно разобраться, изучив составляющие этапы данного процесса:
- для начала специально созданная комиссия должна доказать, что существует факт демпинга (с этой целью применяются специальные формулы и коэффициенты);
- доказательство факта материального ущерба, который был нанесен экономике государства в целом, отдельной отрасли или же конкретного коммерческого предприятия;
- установление взаимосвязи между экономическими потерями и неправомерными действиями по занижению цен.
По результатам проведенного расследования, в ходе которого был установлен факт наличия демпинга, органы ВТО могут принять решение о применении соответствующих мер и санкций в адрес правонарушителя. Также допускается, чтобы потерпевшая сторона предприняла ответные действия аналогичного содержания в адрес демпингующей стороны.
Выводы
Все чаще в экономических новостях можно услышать такой термин, как демпинг. Значение слова заключается в том, что сторона торговых отношений, которая желает расширить рынок, повысить уровень продаж и устранить конкурентов из рыночной ниши, намеренно занижает цены на свою продукцию. Многие предприниматели идут на это даже в том случае, когда существует риск понести серьезные убытки.
Стоит отметить, что демпинг характеризуется как положительными, так и отрицательными моментами. Главное преимущество состоит в том, что это эффективный метод конкуренции. Тем не менее нет никаких гарантий, что после повышения цен целевая аудитория останется верной производителю. Таким образом, есть риск не покрыть экономические убытки. Также напомним, что демпинг относится к методам недобросовестной конкуренции и преследуется по закону. В каждом государстве разработаны меры антидемпинговой политики, которые подразумевают ответственность нарушителя.