Рубрики

Что такое демпинг и зачем с ним борются?

В СМИ постоянно говорят об экономической ситуации. Но далеко не все термины, звучащие с экрана, понятны. Так, не все знают, что такое демпинг. Непонятны цели антидемпинговых мер. Разве снижение цен не приносит пользу?

Понятие

Слово "демпинг" пришло из английского языка. Оно происходит от глагола dump, который в переводе на русский означает "сваливать, сбрасывать хлам". В России понятие демпинга известно с начала двадцатого века. Тогда этим словом обозначалась реализация товара по бросовым ценам.

что такое демпинг

В современной экономике демпинг означает явление, когда какая-либо компания под давлением некоторых обстоятельств искусственно снижает цены на предлагаемые ею товары и услуги.

Разбираясь в том, что такое демпинг, важно иметь в виду: существует ряд ситуаций снижения цен, которые к нему не относятся. Среди них можно выделить:

- скидка на товары в результате проведения маркетингового хода или акции;

- распродажа в связи со сменой или окончанием деятельности;

- снижение цен по причине снижения издержек.

Цели

Существует несколько типов ситуаций, в которых может использоваться демпинг:

демпинг цен

  1. При желании захватить новые рынки. Нередко подобные меры проводятся непосредственно государством в сельскохозяйственных и промышленных отраслях. Такие мероприятия носят название демпинг рынка и имеют целью поддержание отечественных производителей.
  2. Зачастую в розничной торговле наблюдается ситуация занижения цен с целью устранения конкурентов. Впоследствии, когда многие из них покинут рынок, цены будут вновь повышены и убытки отыграны.
  3. Демпинг может выступать в качестве государственной политики. В этом случае происходит занижение цен компаниями с государственным участием. За тенденцией следуют и другие участники рынка.
  4. Демпинг цен при экспорте товара позволяет компании конкурировать с зарубежными производителями.

Виды

Современная теория экономики выделяет следующие виды демпинга: постоянный и временный.

При постоянном демпинге искусственно заниженные цены поддерживаются в течение длительного времени. При этом следует учитывать, что, если демпинговый период будет более 12 месяцев, это может привести к разорению компании.

виды демпинга

При временном демпинге цены удерживаются на заниженном уровне не менее нескольких недель и не более нескольких месяцев.

Достоинства и недостатки

Поняв, что такое демпинг, многие решают, что это исключительно положительное явление. Однако это не совсем так. Как и у любого экономического процесса, у него имеется ряд достоинств и недостатков.

Положительные последствия более очевидны:

  1. Новым компаниям бывает трудно закрепиться на рынке и найти своих покупателей. В этом случае им может помочь демпинг цен.
  2. Многие потребители с недоверием относятся к новинкам на рынке. Значительно продвинуть их способно снижение цен. Это также позволяет уменьшить затраты на рекламу.
  3. Демпинг, в отличие от организованных акций, позволяет распродать товар, не затратив на это дополнительных сумм.

демпинг рынка

Недостатки проведения намеренного занижения цен не столь очевидны. Тем не менее они существуют и касаются, прежде всего, внутренней ситуации в компании.

  1. Нередко товары, задействованные в демпинге, продаются по цене ниже себестоимости. Это может отрицательно сказываться на финансовом благополучии фирмы.
  2. В случае демпинга цен на экспортируемые товары многие компании завышают их стоимость на внутреннем рынке, чтобы снизить отрицательные последствия. При этом, если в стране организация является монополистом, повышение цен может быть весьма существенным.
  3. Демпинг может привести к тому, что производитель становится монополистом на рынке. В итоге возникает ситуация, когда он сможет диктовать свои условия.
  4. Поддерживаемые государством компании нередко для покрытия убытков от намеренного занижения цен используют субсидии. Это может отрицательно сказаться на состоянии бюджета страны.
  5. Значительное удешевление отдельной категории товаров или услуг способно привести к снижению их качества. Производитель с целью покрытия убытков может перейти на использование низкокачественного сырья, упростить технологию производства, снизить заработную плату и, как следствие, уровень профессионализма работников.

Методы борьбы

Разобравшись с тем, что такое демпинг на самом деле, становится ясно, что борьба с ним просто необходима. Но проводить ее непросто, ведь слишком многие потребители при выборе товара или услуги приоритетной считают их цену. Именно поэтому приходится бороться с этим явлением административными мерами. Среди них выделяют:

  • ограничение объема продаж со стороны государства;
  • принятие законов, устанавливающих минимальную цену на товар (в нашей стране это наблюдается с алкогольной продукцией);
  • введение дополнительных таможенных сборов для защиты местных производителей от зарубежных, которые предлагают более дешевые некачественные аналоги.

Таким образом, несмотря на то, что многие считают снижение цен исключительно положительным явлением, демпинг имеет ряд недостатков. Он способен нанести значительный урон экономике, поэтому с ним следует бороться.