Проведение торговых операций, как правило, сопровождается составлением специальных документов. Один из них - акт приема-передачи товара. Что он собой представляет и какую роль играет в подобной сделке? Каждый из этих вопросов следует рассмотреть отдельно.
Назначение документа
Составной частью сделки между покупателями и продавцами является передача товара. Чтобы подтвердить факт совершения этой операции необходимо составить документ, в котором будет четко отражена вся необходимая информация. В некоторых случаях стороны используют для этого товарно-транспортную накладную. Но иногда условия договора предусматривают, чтобы был составлен акт приема-передачи товара.
Это может быть вызвано разными причинами. К примеру, если речь идет о достаточно крупной поставке, представленной широким ассортиментом продукции. При получении такого товара сложно проверить всю партию, чтобы быть уверенным в надлежащем качестве каждой позиции. Акт приема-передачи товара также может потребоваться, если какой-то объект передается на ответственное хранение. В данном случае он будет представлять собой материальную ценность. Такая хозяйственная операция непременно должна сопровождаться подобным актом. А сам факт его составления будет фиксировать переход материальной ответственности за указанные ценности к получателю.
Сопровождение покупки
Нередко акт приема-передачи товара используется как документ, сопровождающий факт оформления покупки. Основной целью его составления является необходимость подтверждения качества передаваемого имущества. Эта ситуация особенно выгодна для покупателя. В случае если товар будет иметь какие-либо дефекты, то он сможет направить продавцу претензию с требованием о замене некачественного продукта или возмещении понесенного ущерба. Составленный акт даст для этого все основания. Помимо этого, существуют и другие виды опасности. Товар может быть поврежден при транспортировке или вовсе утерян в пути. В этом случае налицо расхождение данных акта и действительного наличия продукции. Это также предоставит покупателю полную свободу действий для предъявления претензионных требований. Но здесь продавец может частично обезопасить себя, если дополнительно укажет в документе условия хранения товара и правила транспортировки. Эти подробности могут сыграть немаловажную роль при рассмотрении иска.
Правила составления документа
Чтобы быть уверенным, что сопроводительный документ оформлен соответствующим образом, необходимо знать, как правильно составлять акт приема-передачи товара. Образец непременно должен содержать в себе следующую информацию:
- Наименование, а также место и дату составления документа.
- Полные данные о лицах, которые принимают участие в приеме и передаче указанного товара. Здесь должно быть все, начиная с Ф. И. О., паспортных данных и идентификационного кода, заканчивая контактными телефонами и адресом.
- Реквизиты договора, на основании которого производится поставка данного товара.
- Полный ассортиментный перечень.
- Информация о состоянии товара. В случае обнаружения дефектов их также следует указать.
- Претензии, если таковые имеются у каждой из сторон.
- Подсчет общей стоимости получаемого (передаваемого) товара.
- Подписи двух сторон.
- Печать компании, составившей данный документ.
Если все перечисленные данные присутствуют в предоставленном акте, то можно смело отправляться принимать (получать) товар.
Оформление товара в ремонт
В случае появления в результате эксплуатации у товара каких-либо неисправностей покупатель имеет вполне законное право предъявить обоснованную претензию продавцу. Это абсолютно законно, так как любая вещь имеет свой гарантийный срок. В этом случае у продавца есть два варианта решения вопроса:
- Провести проверку тут же, в присутствии покупателя.
- Сделать это позже. Так бывает, когда обычного внешнего осмотра недостаточно и требуется дополнительное тестирование.
Во втором случае продавец обязан принять неисправную вещь и составить по этому поводу акт приема-передачи товара на экспертизу.
В нем должны быть перечислены следующие данные:
- Наименование с указанием информации о продавце.
- Название товара и дата его приобретения.
- Описание всех предметов, входящих в комплект аппарата.
- Прилагаемые документы (технический паспорт, инструкция, гарантийный талон).
- Состояние аппарата на момент передачи.
- Описание заявленного дефекта (неисправности).
- Полные данные о продавце и покупателе, а также подписи обоих сторон и дата составления документа.
Составленный акт передается изготовителю или в сервисную службу, где после проведения соответствующих исследований будет принято окончательное решение.
Как поступать с некачественным товаром?
К сожалению, в наши дни нередки ситуации, когда товар, предоставляемый продавцом, оказывается ненадлежащего качества. В таком случае можно обоснованно говорить о серьезном нарушении условий договора. Покупатель обязан при возврате товара зафиксировать данный факт, составив акт приема-передачи товара ненадлежащего качества. В соответствующих нормативных актах для этого предусмотрена специальная унифицированная форма.
Она выглядит в форме заявления, обращенного к организации, продавшей бракованную вещь. Обычно предприятия торговли имеют для этого заранее заготовленные бланки. В случае отсутствия таковых покупатель может составить документ самостоятельно, взяв готовую форму в любом другом торговом предприятии или специальной организации, занимающейся обращениями граждан. В «шапке» этого документа указывается, кто и кому предоставляет данный акт. Далее в тексте излагается информация о том, какой конкретно товар, когда и где был приобретен. Затем перечисляются присутствующие в нем дефекты, которые явно не соответствуют заявленному качеству. После этого покупатель должен изложить суть своей просьбы, так как на основании статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» он имеет несколько вариантов решения. В случае отказа продавца принять некачественный товар покупатель, имея на руках все необходимые документы, может обратиться за помощью в суд.