Рубрики
...

Надзорная жалоба по гражданскому делу: советы по составлению

Постановления суда, которые вступили в действие, могут обжаловаться в надзорном порядке. Правом оспаривания акта обладают лица, участвующие в деле, а также третьи стороны, не привлеченные к разбирательству, но чьи интересы были ущемлены принятым решением. В статье будет описан порядок, в соответствии с которым составляется и подается надзорная жалоба в РФ. надзорная жалоба по гражданскому делу

Общие требования

Выбор органа, куда будет подаваться надзорная жалоба по гражданскому делу, зависит от того, в какой инстанции было принято постановление. Данный порядок определяет статья 377 ГПК. В частности, в ней указано, что в президиумы субъектных судов подается надзорная жалоба по гражданскому делу на:

  1. Определения, решения, приказы, принятые в районных и мировых инстанциях и вступившие в действие.
  2. Кассационные акты судов субъектов РФ.
  3. Апелляционные определения и решения районных органов.
  4. Определения и решения субъектных судов, принятые ими по первой инстанции, если они не являлись предметом надзорного или кассационного рассмотрения в ВС. верховный суд надзорная жалоба образец

В Коллегию ВС подаются заявления на:

  1. Постановления президиумов субъектных судов.
  2. Определения и решения региональных органов, принятые ими по первой инстанции и вступившие в силу, если они не были оспорены в кассационном порядке в ВС.
  3. Кассационные определения, вынесенные субъектными судами.
  4. Акты уполномоченных органов, принятые по первой инстанции, если заявления на них были оспорены в президиум. рассмотрение надзорной жалобы

Надзорная жалоба в Верховный суд подается на:

  1. Определения Коллегии ВС, принятые в кассационном порядке.
  2. Акты Верховного суда, принятые по первой инстанции и вступившие в действие.
  3. Определения, вынесенные Кассационной коллегией ВС.

Следует отметить, что решения и прочие акты мировых судов, апелляционные постановления районных инстанций не могут оспариваться в порядке надзора в Судебную коллегию ВС.

Общие требования по составлению заявления

Необходимо сказать, что надзорная жалоба по гражданскому делу оформляется аналогично кассационной. Тем не менее при составлении необходимо соблюсти ряд условий. Существуют следующие требования для составления заявления в Верховный суд:

  1. Надзорная жалоба, образец которой представлен в статье, должна содержать перечень уполномоченных органов, в которых проходило разбирательство по первой, кассационной либо апелляционной инстанции. Также следует привести содержание решений, которые были вынесены.
  2. Надзорная жалоба по гражданскому делу должна содержать указание на допущенное нарушение закона при принятии акта и обоснование претензии. Здесь целесообразно привести конкретные нормы, которые не были соблюдены.
  3. Если жалоба уже ранее подавалась в надзорную инстанцию, к примеру, в президиум субъектного суда, то следует указать принятое решение. надзорная жалоба в верховный суд

Нюансы составления

В самом верху документа указывается орган, в который он направляется. Далее приводятся реквизиты лица, пишущего обращение. В претензии следует четко изложить все обстоятельства в хронологическом порядке. Все требования жалобы должны быть подкреплены ссылками на соответствующие законы. К заявлению обязательно следует приложить заверенные копии вынесенных постановлений. Их перечень приводится после основного текста. В конце заявления ставится подпись и число.

Рассмотрение надзорной жалобы

Процедура разделена на три этапа. Надзорные жалобы по гражданским делам Верховного уполномоченного органа могут разбираться единолично должностным лицом. В результате может быть принято определение:

  1. Вернуть заявление без разбирательства по существу.
  2. Истребовать дело при наличии сомнений в законности оспариваемого постановления.
  3. Отказать в истребовании, если доводы, изложенные в претензии, согласно ФЗ не могут повлечь возможность отмены акты. надзорные жалобы по гражданским делам верховного

Если надзорная жалоба по гражданскому делу будет возвращена, то предполагается, что при устранении обстоятельств, которые препятствовали разбирательству по существу, она может быть снова направлена в соответствующую инстанцию. В данном случае, однако, предусмотрено исключение. Должен быть соблюден срок, в который ее можно подать.

Отказ в истребовании материалов

Это следующая стадия рассмотрения. Следует отметить, что копии оспариваемых постановлений остаются при отказе в инстанции. В данной ситуации заявитель может либо согласиться с таким определением, либо обращаться в вышестоящий орган. Чтобы дело двигалось дальше, жалобу следует направить Председателю субъектного суда и просить вынести собственное определение по вопросу истребования. Такие действия основываются на положениях ст. 381. В части 6 этой статьи сказано, что Председатель может быть не согласен с определением об отказе. Кроме этого, без обращения к этому должностному лицу направлять заявление в вышестоящую инстанцию нельзя. Это обусловлено тем, что ВС рассматривает Председателя в качестве самостоятельного надзорного органа. Некоторые специалисты считают, что делать повторные копии приложений нет необходимости. Однако при этом в претензии следует указать, что они находятся в инстанции. надзорная жалоба срок

Единоличная проверка истребованных материалов

В результате данной процедуры может приниматься одно из следующих постановлений:

  1. Отказать в передаче дела в надзорную инстанцию.
  2. Передать материалы для разбирательства по существу.

В первом случае можно также направить жалобу Председателю. В данном случае основанием будет ч. 2, ст. 383 ГПК. В ней сказано, что должностное лицо может быть не согласно с отказом передать дело в надзорный суд для разбирательства по существу.

Коллегиальная проверка материалов

Заседание открывается докладом одного из судей. После этого лица, присутствующие в зале (участники спора, представители сторон, прочие лица, которые подали претензию, если их интересы ущемлены принятым решением) дают объяснения. В качестве основания для отмены оспариваемого акта выступают нарушения норм материального либо процессуального права. В результате разбирательства может приниматься одно из следующих определений:

  1. Оставить постановление первой, второй либо надзорной инстанции неизменным, а жалобу без удовлетворения.
  2. Отменить оспариваемый акт частично или полностью, направив материалы на повторное разбирательство.
  3. Отменить постановление в части или полностью, заявление оставить без рассмотрения или прекратить производство.
  4. Отменить или изменить определение, принять новый акт, не передавая материалы для повторного разбирательства, если нормы материального права были ошибочно применены или истолкованы.

Указания вышестоящей инстанции обязательны для органа, в который материалы направлены на рассмотрение. надзорная жалоба в РФ

Важный момент

В случае если Президиум субъектного суда отказал в жалобе, при последующем обращении в ВС необходимо снова предъявлять заверенные экземпляры оспариваемых постановлений. Повторная выдача копий облагается госпошлиной. Данное предписание присутствует в Налоговом кодексе.

Надзорная жалоба: срок

Период, в течение которого можно направить претензии, устанавливается в ст. 376, ч. 2 НПК. По положениям, содержащимся в ней, судебные акты могут обжаловаться в надзорном порядке на протяжении года с вступления их в действие. Следует отметить, что разбирательство претензий в Президиумах субъектных судов (истребование материалов, обращения к Председателю) может занимать довольно длительный промежуток времени. В этой связи на практике зачастую возникают вопросы, касательно порядка исчисления указанного годичного срока. ВС указал, что данный период предоставлен лицам, приведенным в ст. 376 (части 1 и 3), для реализации своего права на оспаривание постановлений в соответствующем порядке. Срок, на протяжении которого осуществляется рассмотрение материалов либо жалобы в надзорном органе, процессуальный. Его длительность не зависит от гражданина, который обращается в уполномоченный орган с претензией. Поскольку рассмотрение каждого заявления на всех стадиях надзорного производства длится дольше, чем указанный в законодательстве период, заинтересованные лица теряют возможность, по которой они могут реализовать право на оспаривание. Поэтому время, в течение которого осуществляется проверка заявления или истребованных материалов, не должно учитываться в ходе исчисления указанного выше периода. При вынесении единоличных определений должностные лица обязаны проставлять дату поступления претензии в уполномоченный орган.