Рубрики
...

Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге: описание, схема, характеристики

Главной отличительной особенностью метро Северной столицы является уровень его расположенности под землей – это самый глубокий метрополитен мира. Причина этому – плавуны, болота, сама почва, на которой стоит этот город.

Долгожданный подарок

И хотя самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге в мировом рейтинге занимает лишь третью строчку, уступая «Арсенальной» (Киев) и «Пухунгу» (Пхеньян), по среднему показателю глубины заложения большего количества (60 из 67) подобных объектов СПб метро этого города – самое глубинное.самая глубокая станция метро в санкт петербурге

В последние годы и в Москве, и в Северной столице активно строится система подземного скоростного транспорта. Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге, «Адмиралтейская», является 65-й по счету станцией метро СПб. Относится она к новым объектам, хотя о ее необходимости для города говорили уже в 60-х гг. прошлого века. Введена она в строй в 2011 году, 28 декабря. Это был один из лучших новогодних подарков руководства города его жителям, поэтому сотни человек новый 2012 год праздновали на эскалаторах «Адмиралтейской», которые остановились в 23.45. Однако, согласно официальной документации, пассажиров станция приняла лишь в ноябре 2013 года.

Многогодичные трудности с вестибюлем

С момента закладки «Адмиралтейской» ее преследовали неудачи. Например, в 1999 году самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге, заложенная в 1997 г., была отнесена к «станциям-призракам». Это понятие было введено диггерами и применялось оно к станциям, по каким-либо причинам не доступным для пассажиров. Одной из причин, тормозящих ввод «Адмиралтейской» в действие, была трудность с выбором в исторической части города места для наземного вестибюля. самая глубокая станция метро в петербурге Только летом 2009 года был произведен снос жилого дома (Кирпичный переулок, №1/4), на месте которого изначально планировалось построить офисное сооружение, а в него должен был вписаться вестибюль этой станции метро. С жильцами, приватизировавшими квартиры, возникли очень серьезные юридические осложнения – уезжать из центра Северной столицы никто не хотел. Таким образом, самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге строилась почти 15 лет.

Два марша эскалатора

При строительстве наклонного эскалаторного хода использовался проходческий щит, который впервые был применен для прокладки тоннеля под Темзой. В Санкт-Петербурге его впервые применили при проходке наклонного тоннеля на станции «Обводной канал».

Интересным является тот факт, что самая глубокая станция метро в Петербурге расположена непосредственно под наземным вестибюлем, потому что эскалаторный ход имеет не один, а два марша. Аналогично станции «Пролетарская» между двумя маршами имеется промежуточный подземный зал, но есть и существенная разница в их конструкциях – второй эскалаторный пролет расположен в обратном направлении и, таким образом, находится как раз под начальной точкой эскалатора.

Центр города не должен был пострадать

Самая глубокая станция метро в СПб относится к Приморскому радиусу Фрунзенско-Приморской линии и, как указывалось выше, расположена под самым центром исторической части города, между станциями «Спортивная» и «Садовая». Построение станции было связано с определенными сложностями. Во-первых, половина всей трассы тоннеля проходила в условиях плывуна, а по всей длине подземного хода находились крайне неустойчивые грунты. Во-вторых, наверху находился густонаселенный исторический центр огромного города, само название станции связано с находящимся рядом зданием Адмиралтейства. А вход в саму станцию расположен на пересечении двух центральных магистралей - Малой Морской улицы и Кирпичного проспекта. Уплотненная застройка, в которой почти каждый камень является бесценной реликвией, а каждый объект архитектурным или историческим памятником, не должна была пострадать ни в коей мере.

Сложности и новшества строительства

Кроме того, сама строительная площадка была в два раза меньше необходимой, а длина тоннеля равнялась 120 метрам. Он углублялся под наклоном в 30 градусов. Из-за этих сложностей комплекс «Аврора» (диаметр 10,5 метров), о котором упоминалось выше, поставленный немецкой фирмой Herrenknecht, пробивал грунт в течение 2,5 месяцев. С возведением многострадальной «Адмиралтейской» связано несколько интересных фактов. Например, над строительной площадкой в январе 2011 года развернули огромный ярко-синий шатер, который одновременно исполнял несколько функций.какая станция метро в санкт петербурге самая глубокая Первая – звукоизоляция, позволившая метростроевцам работать и по ночам, не нарушая закона. Шатер обеспечивал гидро- и термоизоляцию, создавал необходимые условия для работы в три смены, что было необходимо для непрерывности цикла работ – в таком сложном грунте остановки практически невозможны. У шатра гарантия 10 лет, поэтому его можно применять и на других объектах.

Методы строительства и некоторые технические параметры

Необходимо отметить тот факт, что такое успешное прохождение тоннеля, обеспечившее минимальную просадку грунта, было воплощено благодаря методу опережающего закрепления сводовой части, разработанному и примененному инженером Ю. А. Филоновым. Самое глубокое метро в СПб (схема прилагается к материалу) характеризуется следующими данными.  самое глубокое метро в спбПервый эскалатор большого наклона Е75Т связывает между собой вестибюль, расположенный на земле, и соединительный коридор, находящийся на глубине 67,8 метра, длина которого - 112 метров. Следующий эскалатор Е25Т, развернутый в обратном направлении, имеет малый наклон. Высота подъема обоих эскалаторов характеризуется, соответственно, следующими цифрами – 68,7 и 15,2 метра. Длина всей станции - 162 метра, тогда как центрального зала – 110.

Оформление станции

Внутреннее убранство колонно-стеновой станции «Адмиралтейская» характеризуется наличием прекрасных мозаичных панно, связанных с водной стихией – «Нева», «Основание Адмиралтейства» и «Адмиралтейство». Тему продолжает витражная композиция. Между колоннами находятся уникальные медальоны с портретами выдающихся русских флотоводцев – Апраксина и Ушакова, Нахимова и Макарова, Григоровича и Беллинсгаузена. самая глубокая станция метро в спбВ облицовке станции использован мрамор «газган». Мансуровским гранитом и красным с месторождения Кашина гора вымощены полы «Адмиралтейской». Три розы ветров, окаймленные золотыми морскими шевронами, размещены по площади пола в виде инкрустаций.

Самое глубокое в мире

На вопрос «Какая станция метро в Санкт-Петербурге самая глубокая?» ответ, естественно, существует один без всяких оговорок, как в случае с «Арсенальной» в Киеве, о которой идут непрерывные споры, так как в цифру глубины включена высота 20-метрового холма. А до «Адмиралтейской» какая станция СПб считалась самой глубокой? «Комендантский проспект». Девять перронов расположены ниже 70 метров в метро Санкт-Петербурга. метро санкт петербурга станции метрополитена Станции метрополитена «Комендантский проспект» (78), «Пролетарская» (72), «Площадь Ленина» и «Садовая» (по 71 метру) входят в перечень самых глубоких подобных объектов мира. «Адмиралтейская» в навигационный период на Неве работает и в ночное время. Таких станций в метро СПб всего две.