Рубрики

Стадии избирательного процесса в РФ. Выборы и избирательный процесс

В ст. З п. 3 Конституции России установлено, что в качестве непосредственного выражения воли населения выступают свободные выборы и референдум. Новейшая история страны иллюстрирует бесспорные свидетельства ключевой роли в развитии государственного режима этих двух элементов. Понятие избирательного процесса закреплено в Основном законе. Порядок, предусмотренный в нормах, обязателен для исполнения всеми его участниками. Многие положительные изменения в России имели место именно потому, что гарантии избирательных прав граждан стали фундаментальным условием обеспечения демократии. стадии избирательного процесса в РФ

Юридический аспект

Избирательное право реализуется на практике по установленному порядку. В качестве одного из главных этапов данных мероприятий выступает формирование режима, в соответствии с которым назначается голосование органами, уполномоченными на это, либо ответственными служащими. Кроме того, законодательно устанавливается порядок ротации депутатского состава регионального представительного госоргана.

В Конституции страны регламентировано проведение выборов исключительно в федеральные структуры власти. Порядок формирования представительных местных и региональных органов закрепляется в уставах, законах, конституциях субъектов и муниципальных образований. При этом федеральными законами обеспечивается избирательное право посредством обязательного назначения голосования. В нормативных актах закрепляется унифицированный подход к вопросу регулирования порядка его назначения, а также определения перечня уполномоченных на это субъектов. избирательное право

Выборы и избирательный процесс: общие сведения

Формирование представительных федеральных органов осуществляется в сроки, которые установлены законодательно. Выборы в России назначает президент. День голосования – первое воскресенье после окончания конституционного периода, на который была сформирована Госдума прежнего созыва. Если президентом оно назначено не будет, срок и порядок устанавливает Центральная избирательная комиссия. При роспуске Госдумы одновременно Глава страны устанавливает дату досрочного голосования. Если президент не назначил день, то его также определяет Центральная избирательная комиссия. Дату голосования за главу государства определяет Совет Федераций. Днем выборов будет являться первое воскресенье после завершения конституционного периода, на который он был избран. Исчисление этого срока осуществляется с даты принятия им полномочий. Если Советом Федераций не будет установлена дата голосования, ее определяет Избирательная комиссия.

Установленные сроки

По ФЗ № 67 от 12 июня 2002 г. при досрочном прекращении полномочий государственных (федеральных), местных, региональных органов власти выборы должны быть назначены не позже чем через 14 дней с момента окончания деятельности указанных структур. Непосредственно голосование должно быть осуществлено не позже 180 и не раньше 70 дней с даты принятия решения. Избирательная комиссия в качестве даты устанавливает первое либо второе воскресенье того месяца, который следует за тем, когда были прекращены полномочия органа или депутатов, или не позже 180 дней со дня досрочного окончания их деятельности. основные стадии избирательного процесса

Особый случай

В Законе предусмотрена ситуация, при которой избирательная комиссия не назначила выборы или она отсутствует и не может быть образована по установленному порядку. В таком случае голосование устанавливается судебной инстанцией общей юрисдикции в соответствии с заявлениями граждан, объединений, прокурора, местных и региональных органов власти.

Основные стадии избирательного процесса: формирование ответственных органов

В некоторых изданиях данный этап выносится за рамки общего порядка. По мнению экспертов, с этим можно согласиться в отношении Центральной комиссии, а также инстанций субъектов РФ. Это обусловлено тем, что эти структуры считаются постоянно действующими. Однако относительно местных, участковых и прочих территориальных комиссий данное положение неприменимо. Это подтверждается и действующим законодательством. В соответствии с ним, основные стадии избирательного процесса предполагают образование территориальных уполномоченных органов не позднее установленного срока назначенного голосования.

Формирование компетентных структур осуществляется по принципу обеспечения независимого статуса. ЦИК формируется из 15 членов. Пять из них назначаются Госдумой. Ими становятся кандидаты, предложенные фракциями, другими объединениями и депутатами Думы. При этом от одного объединения назначается только один член избирательной комиссии. 5 должностных лиц назначается СФ. Кандидатуры предлагают представительные и исполнительные органы регионов. Оставшиеся пять членов назначаются президентом. ЦИК формируется на 4 года.

Составление списков голосующих

На этой стадии избирательного процесса в РФ осуществляется обобщение данных, полученных с применением государственной регистрационной (учетной) системы. Порядок формирования списков установлен в соответствующем ФЗ и прочих нормативных актах. В перечни включаются все граждане РФ, которые на дату проведения голосования обладают избирательным правом. По региональным законам в списки вносятся и иностранцы, достигшие 18-ти лет, не признанные недееспособными судом, не содержащиеся по приговору в месте лишения свободы и которые преимущественно либо постоянно проживают в пределах муниципального образования РФ, где проводится голосование. Список избирателей формируется соответствующей комиссией. При этом может использоваться автоматизированная информационная система. выборы и избирательный процесс

Формирование участков

Для голосования образуется избирательный округ на соответствующей территории. Формирование этих элементов осуществляется в соответствии со списками зарегистрированных граждан. Каждый избирательный орган создается по общей схеме, принятой компетентным органом. Определение порядка формирования участков осуществляется не позже 70-ти дней до даты голосования. Избирательный округ имеет свои границы. Он может включать в себя административно-территориальную единицу, муниципальное образование или населенный пункт. Избирательная комиссия определяет номер участка и его центр. Утверждение предоставленной схемы формирования территорий для голосования осуществляется соответствующим представительным органом госвласти или местного самоуправления.

Основные требования к схемам создания участков

При проведении выборов в избирательных округах должно соблюдаться приблизительное равенство одномандатных территорий по количеству зарегистрированных голосующих граждан. Допустимое отклонение от средней нормы – не больше 10%, для труднодоступных и отдаленных районов – 15%. При формировании многомандатных округов должно соблюдаться примерное равенство количества избирателей на один мандат. При образовании участков на территориях, где проживают малочисленные народы, допустимое отклонение от нормы представительства не может быть выше установленного предела и не более 30%. Не допускается формирование округа из неграничащих районов, кроме случаев, которые регламентированы в ФЗ и законах регионов.

Выдвижение кандидатов

На этой стадии избирательного процесса в РФ осуществляется предоставление списков баллотируемых в представительные органы граждан. В Федеральном законе установлен определенный порядок выдвижения кандидатов в структуре объединений. В России при формировании различных представительных органов используются разные избирательные системы. Политические партии определяют своих кандидатов на высших форумах путем тайного голосования.

Несомненно, данный порядок не может полностью гарантировать демократичность процедуры, поскольку многое зависит от атмосферы внутри объединения. Тем не менее на этой стадии избирательного процесса в РФ обеспечиваются минимально равные исходные возможности, необходимые для участия в честном и справедливом соревновании. Представление кандидатов может осуществляться и посредством самовыдвижения. Также они выдвигаются по инициативе избирателей или их группы, которые обладают активным правом. При этом отправляется уведомление в уполномоченный орган, где будет осуществляться регистрация кандидатов. избирательная кампания

Сбор подписей

На этой стадии избирательного процесса в РФ определяются те кандидаты, которые будут регистрироваться. В их поддержку собираются подписи. Максимальное их количество не должно быть больше 2% от количества избирателей, которые зарегистрированы в округе. При сборе подписей должны быть соблюдены определенные условия. Они призваны обеспечивать "чистоту" данной процедуры. Кроме этого, в Законе установлены правила поведения самих кандидатов в ходе этого процесса, в том числе еще не прошедших регистрацию. Так, в частности, запрещено использовать преимущества служебного либо должностного статуса. Оно предполагает, например, привлечение подчиненных, прочих сотрудников муниципальных и государственных структур для сбора подписей в их рабочее время.

Регистрация кандидатов (их списков)

Данная процедура, с одной стороны, представляет собой юридический факт, открывающий очередной этап избирательного процесса. С другой же – это исключительно организационный момент. Регистрация кандидатов подлежит строгому документированию. Реализация данной задачи может осуществляться разными способами. В первую очередь, согласно требованиям ФЗ, необходимо присутствие установленного числа подписей, собранных в поддержку баллотирующихся граждан. Также должно быть подано заявление о самовыдвижении кандидата, представление избирателей либо их групп, объединений, блоков, выдвинувших своих членов. Кроме этого, должно быть письменное подтверждение от кандидатов об их согласии баллотироваться.

Агитация

Избирательная кампания предполагает определенную деятельность граждан, кандидатов, блоков и объединений, общественных организаций с целью побудить либо уже побуждающую граждан участвовать в голосовании. На государственном уровне обеспечена возможность осуществлять свободную агитацию в рамках закона. Избирательная кампания может проходить с участием СМИ, посредством созыва встреч с гражданами, публичных дебатов, митингов, дискуссий, шествий, демонстраций и прочих манифестаций, а также с выпуском и распространением соответствующих печатных материалов. Кандидат, объединение или блок могут самостоятельно определять характер и форму агитационной деятельности. Запрещено участие в мероприятиях членам избирательных комиссий, государственным органам, религиозным объединениям, должностным лицам госорганов, инстанций местного самоуправления, благотворительных фондов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В ходе предвыборной гонки не допускается злоупотребление свободой СМИ. Запрещена агитация, способная разжечь национальную, расовую, религиозную, социальную вражду и ненависть, насильственно изменить конституционный строй, привести к захвату власти и нарушению целостности страны. Не допускается пропаганда военных действий и прочие мероприятия, противоречащие закону. Избирательная кампания начинается с даты регистрации кандидатов и завершается за сутки до голосования в 00.00. На протяжении трех дней до указанной даты не допускается обнародование результатов опросов, прогноза итогов выборов и прочих исследований, касающихся процесса. проведение выборов

Завершающий этап

На последней стадии процесса производится голосование за кандидатов, подсчет голосов и определение результатов. Этот этап считается самым ответственным из всех. Перед непосредственным голосованием, избирательная комиссия утверждает текст бюллетеня, а также контролирует изготовление и снабжение бланками нижестоящих уполномоченных органов. Процедура проводится в выходной день. Время для голосования устанавливается в пределах с 8 до 22 часов.

О месте и времени участковые и территориальные комиссии сообщают избирателям не позже чем за 20 дней до установленной даты. Каждый гражданин отдает свой голос лично. Не допускается пользоваться избирательным правом другого человека. Уполномоченный орган должен обеспечить всем гражданам возможность принять участие в голосовании, в том числе тем, кто по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам не может этого сделать самостоятельно. В случае проведения процедуры вне соответствующего помещения в ходе нее могут присутствовать наблюдатели.

Особенности заполнения бюллетеней

Непосредственно само голосование гражданина осуществляется в специальной комнате или кабинке. В этих помещениях не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может сам заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого человека. При этом последний не должен состоять в комиссии, являться кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем объединения либо блока, а также наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются в специальные ящики. избирательные системы политические партии

Подсчет голосов

Он осуществляется членами комиссии. В ходе подсчета голосов признаются недействительными бюллетени, в которых не представляется возможным установление волеизъявления граждан, а также бланки неустановленной формы. Результаты подсчетов фиксируются в специальных протоколах. Для исключения вероятности фальсификации итогов процедура начинается непосредственно после истечения времени для голосования и проводится без перерыва. Об итогах голосования должны быть извещены все члены комиссии, наблюдатели, объединения и блоки. В соответствии с данными протоколов уполномоченных органов определяется общий итог по территории. Об этом также составляется протокол и подписывается членами комиссии с правом решающего голоса.

Важный момент

Член комиссии подлежит немедленному отстранению от участия в работе, а наблюдатель – удалению из соответствующего помещения в установленных законом случаях. В частности, это может иметь место при наличии нарушений со стороны указанных лиц тайны голосования или при их попытке оказать влияние на волеизъявление голосующего гражданина. Решение об отстранении принимается участковой комиссией.

В заключение

Выборы признаются недействительными, если окружная комиссия установила нарушения, не позволяющие достоверно установить результаты волеизъявления граждан, также они считаются несостоявшимися по решению суда. Все документы уполномоченных органов всех уровней, в том числе бюллетени, подлежат хранению на протяжении сроков, которые предусмотрены в законодательстве. Данные периоды не могут быть меньше одного года. Для протоколов комиссий срок хранения – не менее 1 года с даты объявления следующего голосования этого же уровня. Конечные результаты выборов подлежат обнародованию. Опубликование осуществляется в официальных СМИ. Обнародование осуществляется в кратчайшие сроки после установления итогов выборов для ознакомления с результатами всех граждан РФ и представителей мировой общественности.