В последнее время для отечественного рынка хлеба характерным является сокращение объёмов его производства. По мнению некоторых экспертов, основная причина этого заключается отнюдь не в уменьшении его потребления населением.
Дело в том, что наряду с традиционными видами этой продукции некоторые компании освоили технологию и наладили производство замороженного хлеба. Объём российского рынка в этой сфере еще несколько лет тому назад составил около шестисот миллиардов американских долларов, а ежегодные темпы его роста составляют порядка 25 процентов.
Многие потребители пока что еще не воспринимают всерьёз такой вид хлебобулочных изделий и отдают предпочтение хорошо знакомым изделиям комбинатов и заводов. Вместе с этим нельзя не отметить тенденции к постепенному изменению этой ситуации.
Понятие замороженных хлебных полуфабрикатов
Если в нескольких словах, то замороженные хлебобулочные изделия представляют собой продукты, что были предварительно заморожены до температуры, составляющей 18 градусов ниже нуля. Существует две основные группы таких товаров.
К первой из них относятся сырые заготовки (они не подвергаются предварительной частичной выпечке), а ко второй – выпеченные частично изделия (замороженные либо охлаждённые, но готовые). Независимо от типа, все полуфабрикаты могут производиться из любого вида муки: ржаной, пшеничной либо их смеси.
При использовании первого метода замороженный хлеб сначала должен оттаять. После этого полуфабрикат помещают в расстоечный шкаф, где тесто подходит, после чего выпекается. Следует отметить, что более дешёвым является именно этот способ.
Во втором случае для приготовления изделия необходимо поместить его в пароконвектомат на период в 10-30 минут. После этого оно готово к употреблению. Недопеченные хлебобулочные изделия перед подачей на стол достаточно просто разогреть в духовке или микроволновой печи.
Появление на рынке
Первой страной, в которой стартовало производство замороженного хлеба, почти тридцать лет тому назад стала Франция. Именно оттуда в начале этого века его начали привозить и в нашу страну. Практически все современные технологии производства этой продукции были разработаны в США, где такой бизнес развит очень хорошо.
По состоянию на сегодняшний день доля замороженного хлеба на европейском рынке колеблется в пределах от 80 до 90 процентов, в то время как на российском она составляет всего лишь 10 процентов. Результатом этого показателя является то, что из года в год всё больше предпринимателей задумываются о начале такого вида предпринимательской деятельности, как изготовление и продажа замороженного хлеба.
Необходимые инвестиции в проект
Стартовые инвестиции здесь нужны довольно впечатляющие. Для открытия хлебного завода требуется сумма, составляющая около двух миллионов американских долларов. Кроме этого, для старта необходимо оборудовать точку, которая будет заниматься реализацией и разогревом замороженной продукции. Не стоит забывать о заработной плате персонала и издержках на заморозку и хранение.
С другой стороны, производство замороженного хлеба имеет также и весомые преимущества над остальными видами такого типа продукции. В данном случае речь идёт о том, что нивелируются потери от таких явлений, как возврат нереализованных товаров, а также всплески и провалы спроса.
Технология изготовления
Больше всего качество будущих хлебобулочных изделий зависит от того, насколько хорошо замешано тесто. В связи с этим его приготовление считается ключевым во всём технологическом процессе. Для того чтоб обеспечить хорошее выпекание снаружи и внутри изделия, его рекомендуется предварительно разрыхлить. Брожение теста обеспечивает пористый мякиш будущим хлебобулочным изделиям, а полное соблюдение технологии замеса и пропорций – отличные их вкусовые качества.
Следующим этапом является деление теста на куски, которое производится в специально предназначенных для этого машинах. Отдельные установки существуют также и для закругления формы изделий. Далее, согласно технологическому процессу, на протяжении 5-10 минут тесто должно отлежаться. Лишь после этого начинается процесс заморозки. Существует два его способа, как уже было выше отмечено.
Реализация готовой продукции
В зависимости от класса, наценка, которая устанавливается производителями на такие изделия, составляет от 5 до 50 процентов. При этом львиная доля готовой продукции относится к низкому ценовому сегменту. Большинство российских компаний с самого начала стали отдавать предпочтение сбыту замороженного хлеба через предприятия общественного питания (кафе и рестораны), а не розничной торговли. Эту тактику вполне можно назвать правильной, поскольку при достижении определённого объёма оборота выгодным становится открытие отдельной пекарни.
Отечественный рынок замороженного хлеба
Многие эксперты прогнозируют, что в ближайшее время хлебный бизнес с использованием замороженных полуфабрикатов в нашей стране будет только расти (до 50% ежегодно). Следует учитывать тот факт, что на отечественном рынке сейчас оперирует около пяти крупных игроков в данном направлении.
Их совокупная доля составляет 50%. Более того, существует еще около десяти фирм, в руках которых сосредоточено 35% рынка. Таким образом, данная ниша еще до конца не заполнена. Это даёт все основания для налаживания собственного производства и реализации продукции. Чтоб открыть собственное дело, нужно оформить статус частного предпринимателя либо юридического лица и встать на учёт в налоговой службе.
Рентабельность бизнеса
Опытные участники рынка утверждают, что производство замороженного хлеба в плане рентабельности ничем не уступает хорошо знакомым хлебобулочным изделиям, которые можно встретить на полках магазинов. Розничная цена на готовую пекарскую продукцию в настоящее время регулируется государством.
И это на фоне постоянного удорожания сырья и прочих расходов. Что касается стоимости замороженных изделий, то она зависит исключительно от рыночной ситуации, поэтому они являются более дорогими. Несмотря на это, спрос на них не уменьшается, поскольку современные потребители всё чаще отдают предпочтение качеству.