Что бы кто ни говорил, а иметь свое дело в сфере общественного питания – это весьма прибыльно.
Сами подумайте, человеческий организм устроен так, что для жизни ему нужно питаться, и на еду люди тратят основные финансовые средства.
Поэтому при правильно выбранной стратегии ведения бизнеса и качественном предоставлении услуг первая существенная прибыль не заставит себя ждать.
К тому же государство всячески поддерживает малый бизнес. Хлебопекарня, учитывая эти факторы, - хороший вариант для создания своего дела.
А есть ли спрос?
Частные хлебопекарни пользуются спросом, который постепенно растет. Чего, кстати, нельзя сказать о качестве продаваемой продукции. Большинство предпринимателей завышают цену даже на обычный хлеб только из-за того, что он продается не в магазине, а в частной хлебопекарне.
При этом качество продукции нередко оставляет желать лучшего. Поэтому прежде чем открыть свою хлебопекарню, подумайте, можете ли вы обеспечить качество и безопасность продукции и адекватную цену, готовы ли вы вложить в этот бизнес не только физические силы и финансы, но и свою душу.
Главный документ любого бизнеса
Первым проектом станет бизнес-план хлебопекарни. Это очень важный документ, который многие начинающие бизнесмены игнорируют, а зря. С помощью него выявляются цели, сильные и слабые стороны будущего дела, финансовые затраты; проводится анализ существующего рынка, конкурентов, цен на услуги либо продукцию. В конце обычно делаются выводы о сроках, в которые организация должна окупиться.
Не лишним будет привести в конце бизнес-плана два варианта развития событий: положительный (когда новая организация займет свою нишу и начнет приносить прибыль) и отрицательный (когда возникнут проблемы с потребителями, финансами и т. д.) и предложить способы выхода из последней ситуации.
Обязательные пункты составляемого проекта
Рассмотрим подробнее бизнес-план хлебопекарни. Его стоит начать с выделения цели, то есть того, для чего открывается предприятие. И здесь можно указать не только материальную составляющую: кто-то открывает свое дело потому, что устал сталкиваться сам с некачественным продуктом или оказанием услуг, кто-то делает это для помощи отдельным слоям населения (например, пенсионерам или участникам боевых действий), кто-то устал зависеть от другого человека. То есть здесь следует мыслить шире, не ограничиваясь получением прибыли.
Старайтесь подойти к вопросу написания бизнес-плана творчески. Надо мыслить нестандартно, не зацикливаться на материальном вопросе. Так будет потом проще пережить тот момент, когда прибыль от реализации будет очень мала, или когда весь доход будет тратиться на развитие организации.
Расчет суммы
Итак, бизнес-план хлебопекарни в работе, цели определены. Нужно перейти к другому пункту: рассчитать сумму, которую придется потратить на открытие предприятия. В этом пункте постарайтесь максимально точно все посчитать, чтобы не было неприятных сюрпризов.
Для этого нужно будет изучить рынок недвижимости, рынок труда, расценки на необходимое оборудование и сырье, определить планируемые объемы производства за конкретный период времени (день, месяц, полгода, год). Следует отметить, что сумма первоначального капитала, необходимая на открытие своей собственной хлебопекарни, достигает миллиона рублей.
Подходящие помещения для будущей хлебопекарни
Очень важно подобрать помещение правильно. Помните, что в нем будут располагаться несколько складов, цех. Не забывайте про отдельный кабинет для себя, бухгалтера и хотя бы одну комнату для остальных работников, а также отдельное помещение, где будет отгружаться хлеб к поставщикам и сырье в пекарню. Еще выбор зависит от того, какие планы у вас на хлебопекарню.
Если предполагается только выпекание хлеба, то место должно быть удобным как для вас, так и для будущих работников. Согласитесь, что каждому человеку важно, сколько добираться до работы и после нее до дома. Если предполагается еще и продавать изделия, то рядом не должно быть конкурентов. Точку следует разместить рядом с местом большого скопления людей (например, около бизнес-центра). После конца рабочего дня офисным работникам будет удобно зайти в пекарню и купить хлеб домой.
Важно изучить тот сегмент, где будет открываться производство: какие есть конкуренты, и по какой цене они предлагают покупателям изделия, есть ли вообще спрос на эту продукцию. То есть вы должны провести маркетинговое исследование. Небольшой совет: не сваливайте это на чужие, пусть и профессиональные, плечи. Все, что делается еще до открытия бизнеса, – огромный опыт, который пригодится в процессе работы.
Вы должны настроить себя на то, что в любой отрасли много конкурентов, и без собственной изюминки в этом деле не обойтись. Подумайте, что такого вы можете предложить потребителям, чего не могут предложить им другие компании. Устраивайте обучение не только для своего персонала, но и для себя, участвуйте в выставках, конкурсах. Заявляйте о себе на рынке, тем более что на всевозможных мероприятиях можно познакомиться с нужными людьми.
Персонал
Для того чтобы производство началось, необходимо подобрать правильно персонал. Лучше, если специалисты будут с опытом работы (хотя бы от года), так как хлебопечение – это сложный процесс, и если на каком-то шаге добавить в сырье что-то лишнее или, наоборот, положить ингредиент в недостаточном количестве, исправить ситуацию будет тяжело или даже невозможно.
Количество людей на производстве полностью зависит от объемов. На начальном этапе стоит нанять бухгалтера, повара, нескольких пекарей, технолога, менеджера по продажам, уборщика помещения. Не пытайтесь экономить на специалистах, приняв на работу неопытного сотрудника. Вы потеряете больше, чем приобретете.
Не нужно торопиться в подборе персонала. Следует постараться найти таких людей, которые будут стремиться не только заработать деньги, но и научиться чему-то новому, набраться опыта. Изучить этот вопрос глубже стоит еще и для того, чтобы предложить адекватную плату за труд.
Обязательным условием работы на таком производстве является наличие санитарной книжки. Недопустимо привлекать к работе больных людей. На зарплату в среднем придется потратить примерно 150 тысяч рублей в месяц.
Оборудование
Оборудование для хлебопекарни разнообразно и представлено на рынке и отечественными, и зарубежными производителями.
Подобрать необходимые агрегаты помогут специалисты компании, в которой вы соберетесь его купить. Кстати, подбирайте такую организацию, которая доставит и установит аппаратуру, а также обучит персонал работать с ней (обычно все описанное выше делается бесплатно).
Ну и, конечно, замечательно, если эта компания будет вести гарантийное и постгарантийное обслуживание агрегатов. Итак, необходимое оборудование для хлебопекарни:
- Тестомесильная машина. Замес теста – долгий и трудоемкий процесс, если делать это своими руками. Для быстрого и качественного выполнения этой процедуры используются такие машины (стоимость - около 200 тысяч рублей).
- Тестораскаточная машина. Нужна для раскатки разных видов теста (около 20 тысяч рублей).
- Шкаф окончательной расстойки. Он предназначен для поднятия теста перед выпеканием. При определенной температуре в этом шкафу держат хлебобулочные изделия (стоит около 50 тысяч рублей).
- Хлебопекарная печь. Используется для выпекания всех видов хлебобулочных изделий (стоит около 600 тысяч рублей).
- Система охлаждения. Позволяет хлебу храниться дольше. Обычно его охлаждают перед нарезкой и отправкой в магазины.
- Упаковочная машина. Позволяет экономить время специалистов, автоматически упаковывая хлеб (стоит около 100 тысяч рублей, в зависимости от характеристик).
- Мукопросеивательная машина. Также помогает быстрее выполнять операцию просеивания муки (стоимость - около 10 тысяч рублей).
- Дополнительное оборудование: стеллажи, столы, формы, вытяжки, а также весы, ножи, рукомойники, мойки для инвентаря и многое другое.
Это минимальный набор для только открывающейся маленькой хлебопекарни с небольшим объемом производства. На оборудовании не нужно экономить. Лучше купить качественную технику, которая прослужит длительное время, чем потратить в два раза больше сил и средств на ремонт или замену вышедших из строя агрегатов.
Требования СЭС
Отдельным пунктом нужно выделить требования к хлебопекарням, которые следует беспрекословно выполнять, дабы не получить большие штрафы и плохую репутацию.
В здании необходимо будет оборудовать два склада. Один для хранения сырья – муки, дрожжей, масла, яиц и т. д., второй - для готовой продукции. В хлебопекарне должен быть отдельный цех для изготовления продукции с водопроводом (горячей и холодной водой), вентиляцией и канализацией. Размещать хлебопекарню в подвальных и полуподвальных помещениях строго запрещается. На полу должно быть водонепроницаемое покрытие, потолок и стены следует покрыть светлой краской либо выложить кафелем. Для сотрудников должна быть оборудована раздевалка, туалет и душ.
В одной статье разобраться с этим вопросом просто невозможно, поэтому лучше самому серьезно изучить требования СЭС (санитарно-эпидемиологической службы) и привести все в должный порядок. Для себя нужно уяснить, что хлебопекарня как бизнес – дело серьезное не только потому что в него будет вложено много средств и сил, но и потому, что ее владелец несет ответственность перед потребителями продукции в плане качества и безопасности.
Реклама
И не забывайте про рекламу: об открытии сообщите всем тем, кого знаете, оставьте сообщение в соцсети, раздайте листовки, подайте объявление на местные каналы (для начала подойдет бегущая строка с рекламой хлебопекарни) и местные газеты. В день открытия устройте бесплатную дегустацию хлебобулочных изделий, всем посетителям сделайте небольшие подарки. Способов прорекламировать свое дело множество.
Хлебопекарный бизнес набирает обороты, а магазинный несвежий хлеб уступает горячей выпечке. Тут-то и нужно сделать просто «вкусную» рекламу, которая сможет донести до потребителя, что лучше вашего горячего, свежего вкусного хлеба нет ничего. Бизнес-план хлебопекарни должен обязательно содержать этот пункт. На рекламную кампанию понадобится около 50 тысяч рублей.
Продвижение продукции
Как уже было сказано выше, для реализации продукции нужен будет менеджер по продажам, в задачу которого будет входить поиск новых клиентов и удержание старых. На первых порах этим может заниматься и директор хлебопекарни. К новым организациям и новой продукции обычно относятся недоверчиво, поэтому нужно будет постараться войти в доверие к крупным покупателям.
Закупка сырья
И, конечно же, нужно будет найти поставщиков сырья. Дело нелегкое, с ними нужно будет договариваться о цене, сроках поставок, количестве продуктов, заключать договор на поставки и т. д. Покупать сырье необходимо будет непосредственно перед началом изготовления продукции, чтобы некоторые продукты не испортились.
Скорее всего, более удобно будет работать с фирмами, которые станут посредниками между мини-пекарней и мукомольным заводом. Объясняется это тем, что последнему просто-напросто будет невыгодно поставлять маленькие объемы муки.
Кроме того, нужно будет найти поставщиков другого сырья: дрожжей, яиц, растительного масла, соли, сахара, пищевых добавок. Закупка продуктов обойдется примерно в 50 тысяч рублей.
Затратное, но стоящее дело
Хлебопекарня как бизнес более затратна при открытии, когда нужно будет купить либо снять в аренду помещение, привести его в норму в соответствии с требованиями, нанять персонал и приобрести дорогостоящее оборудование и т. д. Приводить какие-то конкретные цифры было бы неправильно. Поэтому ответить на вопрос о том, сколько стоит открыть хлебопекарню, достаточно сложно.
Нет, конечно, можно выделить примерные затраты, но необходимо помнить, что аренда одинаковых по размеру помещений в различных регионах стоит по-разному, а покупка оборудования будет зависеть от финансовых возможностей бизнесмена. Поэтому рассчитать стоимость открытия можно только после анализа существующих цен и ваших запросов. Однако, как уже отмечалось, организация такого бизнеса выльется примерно в миллион рублей или даже в большую сумму.
Итоги
В этой статье рассказывается о том, как организуется мини-хлебопекарня под ключ, то есть пекарня, которую открывают с нуля. Стоит заметить, что такие предприятия за рубежом являются поставщиками около 70% всей хлебобулочной продукции. В России же крупные покупатели предпочитают работать с заводами.
Частная хлебопекарня – дело очень затратное, но стоящее. Срок окупаемости такого бизнеса составляет от полугода до полутора лет, главное – иметь свою голову на плечах, не впадать в уныние и не зацикливаться только на прибыли.
И, может, в будущем ваша небольшая хлебопекарня превратится в огромный хлебозавод, который будет снабжать хлебобулочными изделиями весь город. Кстати, когда надумаете расширить свою организацию, не забудьте составить бизнес-план хлебозавода.