Рубрики
...

Бизнес на велосипеде: идеи, не требующие миллионов на воплощение

Велосипед изобретён давно, на нём охотно катаются любители активного отдыха, спортсмены перегоняют друг друга во время соревнований, но возможности коммерческого использования этого транспортного средства в мире пока явно недооценены. Исключение составляют только страны Юго-Восточной Азии, но причины тому, скорее, кроются в экономических особенностях региона. Вместе с тем и в Европе, и в Америке в последнее время деловые люди всё чаще обращают внимание на велосипед и глядят на него уже не как на забаву или физкультурный снаряд. Он воспринимается в качестве универсальной мобильной бизнес-платформы. И на это тоже есть свои причины экономического характера.

Чаще всего велосипед используют для своих потребностей мелкие предприниматели, но и крупные фирмы тоже берут на вооружение этот вид транспорта.

Недостатки и достоинства

велосипед

Велорикши и развозчики мелких партий товара, применяющие собственную мускульную силу для перемещения грузов, торговли и оказания услуг, встречаются часто в разных странах, которые принято называть развивающимися. Причины разнообразны, но очевидны: «железному коню» не нужно топливо, он может благополучно миновать дорожные заторы и проехать там, где не то что автомобиль, но и мотоцикл не пройдёт. Вместе с тем и недостаток есть, и состоит он в малой грузоподъёмности. Это в небогатой Азии, а в странах развитых появились и другие ограничения. Во многих городах Старого Света из экологических соображений введены ограничения на передвижение транспорта, оснащённого двигателями внутреннего сгорания. В других случаях насыщенность автомобилями дорог превышает все мыслимые нормы. Разрешение на торговлю «с колёс» часто требует особого лицензирования, стоящего немало, а велосипедов это пока не касается. Государственная политика иногда поощряет использование экологически чистого транспорта. Все эти факторы побуждают немцев, французов, итальянцев и прочих европейцев к введению некоторых новаторских подходов. Американцам тоже не чужда эта идя. Немного обидно, что она «прошла транзитом» с Востока на Запад, практически не затронув Россию, но есть надежда, что это поправимо.

Теперь несколько примеров.

Доставщики продуктов

доставка

Во Франции, несмотря на глобальное засилье крупных розничных продуктовых сетей, до сих пор сохранились небольшие продовольственные магазины. Доставка в них товаров производится, как правило, небольшими партиями, и процесс этот требует оперативного реагирования по мере реализации тех или иных позиций. Свежий хлеб, молоко или круассаны не занимают много места и весят совсем чуть-чуть, но их отсутствие на прилавке подрывает репутацию торговой точки. Каждый раз посылать автомобиль дорого и неудобно, а процесс разгрузки создаёт дополнительные трудности для прохожих и других машин. Проблема успешно решена компанией La Petite Reine, предложившей транспортное средство, движущееся посредством мускульной тяги и оснащённое кузовом, то есть, по сути, грузовой велосипед. Его используют и мелкие предприниматели, и крупные компании (DHL, например).

Кофейня на базе велосипеда

торговля

Малолитражные машины, предлагающие попить кофе-эспрессо и другие напитки, приготовленные на оборудовании, размещённом в кузове пикапа, уже давно перестали быть редкостью. Но и их не везде пускают, так как некоторые центральные улицы объявлены пешеходными зонами. Возможно, дизайнерам Амосу Рейду и Лассе Ойве и приходила в голову мысль о приобретении готового изделия французской фирмы La Petite Reine, но они решили пойти собственным путём и сконструировали трицикл, то есть трёхколёсный велосипед, оснастив его оборудованием, предназначенным для приготовления ароматного кофе плюс 20-литровым запасом воды. Мельница для зёрен работает от механического привода посредством высокооборотного редуктора, а нагрев осуществляется баллонным газом, и всё происходит не только экологически безупречно, но и очень тихо. Бар так и называется — Velopresso. Издержки минимальны, а значит, и рентабельность высока.

Велосипедный паб

велосипед

Но не все любят кофе, кому-то по душе пенный напиток. А пиво, конечно, в полной тишине и в одиночестве обычно не пьют. Обилие публики могло бы создать определённые трудности, ведь нагрузка на ноги увеличивается по мере веса перевозимого груза. Но посетители ради такого удовольствия готовы вертеть педали все вместе, и, когда вся дюжина любителей посиделок в пабе Pedal Tavern хором говорит «поехали!», то клиенты имеют в виду не только приглашение дружно поднять бокалы. Впрочем, три человека могут быть просто пассажирами и в совместных усилиях участия не принимать. Бармен также занимается лишь выполнением прямых обязанностей. Водитель пива не пьёт, он отвечает за правильное направление и безопасность движения. Этот сервис работает в столице штата Теннесси городе Нэшвилле. Все клиенты очень довольны, им весело.

Реклама — двигатель...

велосипед

Чем необычнее носитель, тем эффективнее подача коммерческой информации. Привлечь внимание широкой публики удалось оригинальным способом: на трёхколёсной велосипедной базе установлена площадка с шестом, и на всей этой системе прямо во время движения выступает гимнастка. Самое интересное состоит в том, что цель одной из акций фирмы PoliRider состояла в привлечении внимания водителей автомобилей к проблеме дорожной безопасности велосипедистов. О том, насколько эта задача была выполнена, данных нет. Внимание же было, это точно.

Доставка детей в школу

велосипед

Школьные автобусы — особый вид транспорта, и выделяется он своим традиционно жёлтым цветом. Завидев остановку для высадки учеников, каждый водитель должен остановиться и подождать, и никаких объездов-обгонов. Необычное решение для доставки детей придумали в Нидерландах. Транспортное средство представляет собой, как и упомянутый «паб на колёсах», платформу с групповым педальным приводом. Решается сразу несколько важных педагогических задач: выработка коллективной солидарности, борьба с детской гиподинамией и гиперактивностью, физическое развитие, устранение вредных выхлопов в атмосферу и экономия топлива. Замысел замечательный, но требует в применении к российским реалиям доработки в виде специальных велодорожек (которых, к сожалению, часто нет), а также повышенных мер безопасности.

Велокурьерская служба

доставка

Велосипед стал обычным средством доставки корреспонденции, посылок и бандеролей для курьерской компании B-Line. Только за первый год работы фирмы сотрудники на своих «железных конях» преодолели примерно десять тысяч километров (как от Москвы до Владивостока), привезя адресатам три тысячи срочных отправлений. Аналогичный транспорт используют и доставщики горячей пиццы, причём обычно им удаётся выполнять заказы намного быстрее коллег, пользующихся автомобилями, ведь их пробки-заторы не волнуют. Разумеется, и ценовая конкуренция в пользу велосипедистов: им не нужно тратиться на горюче-смазочные материалы, а амортизация и обслуживание транспорта обходится не в пример дешевле. И опять же, экологический аспект.

Торговля

торговля

Есть, конечно, своя специфика в организации торговой точки, работающей с велосипедных, а не автомобильных колёс, хотя опытные и находчивые продавцы создают иногда настоящие технические шедевры, приспосабливая прицепы и кузова так, что их можно раскладывать, многократно увеличивая полезный объём. Наиболее распространённый товар — сувениры, но случается, что это и продукты питания, такие как фрукты или даже мясо. В любом случае велосипед настолько универсален, что сразу трудно однозначно ответить на вопрос о его применимости к торговле той или иной позицией, сначала нужно подумать. Новые конструкции передвижных лотков изобретаются постоянно, за этими достижениями трудно следить, к тому же всегда можно придумать что-то своё и уникальное.