Рубрики
...

Бренд Škoda — удачное приобретение концерна Volkswagen

Всем известно, что чешский бренд Škoda теперь является подразделением концерна Volkswagen Group (впрочем, как и Porsche, Audi, SEAT, Lamborghini, Bugatti, MAN, Scania и т. д. — список длинный). Не все знают, что в результате достигнутого в 1990 году соглашения немецкий автопроизводитель получил в своё распоряжение не только производственные мощности в бывшей социалистической стране, укомплектованные высококвалифицированным персоналом, но и одну из старейших в Европе марку. Это приобретение теперь даёт возможность экспериментировать, внедряя самые передовые технические решения и испытывать их, перед тем как применять в конструкциях машин других брендов, принадлежащих «Фольксвагену» и считающихся более престижными. История Škoda представляет большой интерес в качестве примера долгого пути торговой марки, пережившей поколения и даже многие страны.

история

Фирма «Клемент и Лаурин»

Автомобили марки Škoda начали производиться в 1925 году и получили своё название в честь Эмиля Шкоды, чешского (вернее, в то время австро-венгерского) металлургического и машиностроительного промышленника. Однако у компании есть и второй корень, и им была фирма Laurin & Klement, занимавшаяся производством транспортных средств в городе Млада Болеславе с 1895 года. Предприятие Вацлава Клемента и Вацлава (тоже) Лаурина изготовляло велосипеды (марка «Славия»), потом, с 1899 года, мотоциклы, а к 1905 году освоило и автомобили.

история

Первая их машина называлась Voiturette A, имела двухцилиндровый двигатель, но вскоре уже начала комплектоваться более сложными моторами. Продукция была востребована во многих странах, в том числе и в Российской империи. Успеху способствовали победы в гонках, а тем временем номенклатура выпускаемой техники расширялась. Фирма одной из первых наладила выпуск авиадвигателей, генераторов электроэнергии, а к началу Мировой войны уже была одним из ведущих оборонных производителей. В общем, компания L&K была не менее известной, чем Škoda, хотя её оборот и был меньше.

Skoda

Что означает логотип бренда?

Торговая марка Škoda выглядит очень необычно и оригинально. Авторство эмблемы, придуманной в 1926 году, принадлежит самому Эмилю Шкоде, хотя им использованы наработки художника Магле. Общая идея бренда — индейская североамериканская тематика, считавшаяся в то время очень модной, что выразилось в стилизованной компиляции стрелы и головного убора, украшенного перьями. Ничего чешского в этом изображении нет.

бренд

Межвоенный период

После поражения в Первой мировой войне Австро-Венгрия распалась, а на обломках империи возникли независимые государства, в том числе Чехословакия. Фирме Клемента и Лаурина требовались финансовые ресурсы для обеспечения роста производства, связанного с увеличением спроса на сельхозтехнику, авиадвигатели, грузовики, автобусы и легковые автомобили. В результате соглашения с фирмой Škoda в 1925 году марка Laurin & Klement исчезла, зато появилось подразделение (акционерная группа) ASAP, входящее в состав концерна. Первой моделью, выпущенной под новым брендом, стала «Шкода -110». В производстве применены конвейерные технологии, а внедрение стандартизации и унификации вполне вписывались в тенденцию массового перенимания методов Генри Форда. Завод мог собирать 95 машин ежедневно. Развитие благополучно шло до 1939 года.

Skoda

Война

Чехословакия в целом была технически развитой страной и производила перед Второй мировой войной огромное количество различных видов вооружения, в том числе на экспорт. После передачи Германии с согласия Великобритании и Франции в 1938 году Судет старые оборонительные сооружения контролировались фашистами, а новые строить было уже некогда. В результате Чехословакия была быстро оккупирована немцами, и весь ВПК страны перешёл в распоряжение вермахта, в том числе и заводы концерна «Шкода». Нацисты получили чешские танки LT vz.35, разработанные в предвоенные годы, впрочем, по своим техническим характеристикам они существенно уступали советским образцам, поэтому уже к концу 1941 года их не осталось. Тем не менее предприятия эти работали на врага, а потому к исходу войны на 70 % были разрушены союзной авиацией и советскими войсками.

Skoda

Социалистическая «Шкода»

К периоду народной демократии отношение может быть разным. К его достоинствам, несомненно, относится гарантированный сбыт продукции национального предприятия AZNP Skoda в рамках международной кооперации СЭВ и полностью монопольное положение в стране. В таком положении оказались и другие чехословацкие производители: трамваи «ЧКД» были настолько добротными и ремонтопригодными, что трудятся и сегодня во многих городах, грузовые автомобили «Татра» пользовались заслуженной славой мощных и надёжных машин. Однако монопольное положение и отсутствие обмена информацией о последних инженерных достижениях не способствуют прогрессу. Технический уровень Škoda начал отставать от общемирового, и этот факт стал очевидным задолго до краха мировой системы социализма, ещё в 60-е годы. Фактически все рынки, кроме восточноевропейских, были утеряны, как и репутация бренда, когда-то одного из самых уважаемых на континенте.

история

Поглощение

Несмотря на особенности плановой социалистической экономики, инженеры Škoda смогли запустить в производство новую серию автомобилей, получившую название Favorit и, в отличие от всех предыдущих образцов, имевшую передние ведущие колёса. Это был несомненный успех, однако руководству предприятия представлялось совершенно ясным, что без сотрудничества с западными фирмами, обладающими самыми современными технологиями, выход на перспективные мировые рынки невозможен, а заводы ждёт разорение. Речь шла уже не о сохранении экономической независимости. Поглощение фактически стало неизбежным, оставалось только выбрать «поглотителя». Им стал Volkswagen, хотя на бренд претендовали 24 крупнейших концерна, в числе которых были Renault, BMW и General Motors.

история

В Volkswagen

Первое, чем занялись немецкие специалисты по маркетингу и автостроению, — это исправление недостатков разработанной ещё «при коммунистах» модели Favorit, а также мероприятия по повышению качества. Удачность выбора нового владельца подтвердилось тем фактом, что он не стал уничтожать чешского производства (а ожидать такого шага было можно, прецеденты были) с целью примитивного устранения конкурента. Результатом совместной работы стала Felicia (1994), соответствующая практически всем представлениям о хорошем европейском автомобиле.

бренд

Развитие марки

Перечисление всех моделей автомобилей Škoda, произведённых в составе Volkswagen Group, да ещё и с хотя бы краткой характеристикой, заняло бы слишком много места, поэтому смысла в этом нет, тем более что подобной информации, куда более подробной, много, и она общедоступна. Важно другое: известная марка вернула себе высокую репутацию, а продукт, при всей своей интернациональности, характерной для глобализированной экономики, сохраняет определённые характерные и самобытные черты, выражаемые средствами дизайна. Тем временем продукт развивается, перманентно улучшается, а модельный ряд расширяется. «Фольксвагену» эта собственность также приносит большую пользу. К примеру, базовая платформа модели Golf была испытана на «Шкоде-Октавии», а уже после этого, убедившись в удачности конструкции, немцы использовали её для своего основного брендового продукта.

Skoda

Рынки сбыта

Каждые восемь из десяти автомобилей бренда Skoda продаются за пределами Чехии. Крупнейшими потребителями машин являются Германия, Россия и Китайская Народная Республика. Относительная ценовая доступность, обеспечивающая в сочетании с высоким качеством хороший сбыт даже во время финансового кризиса, во многих странах достигается открытием крупноузловой сборки на месте, что позволяет избегать многих таможенных сборов и снижает гнёт налогообложения.