Рубрики

Что нужно знать предпринимателю о промышленном шпионаже

Смысл термина «промышленный шпионаж» (а также экономический, корпоративный) чаще всего раскрывается определением его как формы недобросовестной конкуренции, сопряжённой с незаконным получением некой конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну. Цель этих действий состоит в изменении ситуации на рынке в пользу осуществляющей их стороны. В настоящее время распространено мнение о том, что в большинстве случаев утечка секретных сведений (не важно, каких - политических, военных или экономических) происходит в результате хакерских атак, что является заблуждением. Троянские вирусы и взломы систем безопасности, конечно, тоже представляют серьёзную опасность для бизнеса, но чаще всего промышленные шпионы действуют старыми проверенными методами, не доверяясь лишь компьютерным технологиям. Так как же обезопасить себя от враждебных действий конкурентов?

инсайдер

Цели промышленных шпионов

Перед экономической разведкой (так смягчённо и деликатно именуют свою агентурную сеть крупные компании, создающие подобные штатные подразделения) ставится ряд задач, связанных с:

  • экономией временных и материальных ресурсов, требуемых для устранения технологического отрыва более успешных конкурирующих компаний (рыночных лидеров);
  • недопущением дальнейшего отставания;
  • завладением секретными технологиями, находящимися в стадии разработки, и присвоением их;
  • тайным сбором сведений о заключаемых или планируемых контрактах, их условиях и участниках;
  • получением сведений о новых маркетинговых технологиях, которые собираются применить конкурирующие фирмы;
  • и тому подобной деятельностью.

опасность

Степень противозаконности

Особо следует обратить внимание на преступный характер методов промышленного шпионажа. Сбор информации как таковой, её анализ и обработка всегда были и останутся обычными методами конкурентной борьбы. Каждый предприниматель, независимо от оборотов своего бизнеса и направленности экономической активности, старается узнать, что делают или планируют его деловые соперники. Если сведения об этом он может получить без нарушения закона (из открытых источников, пользуясь чрезмерной словоохотливостью представителей или руководителей других предприятий или ещё какими-то легальными способами), помешать ему практически невозможно. Кстати, значительная часть тайн становится достоянием конкурентов именно по этим общедоступным каналам. В данном случае расхожее определение болтуна как «находки для шпиона» вполне справедливо. Если же законы нарушаются, то есть все основания для юридического преследования виновных.

промышленные шпионы

Что воруют?

Примеров шпионских действий и их попыток, ставших достоянием общественности чаще всего по причине своей неудачности, очень много. Предметами краж были в древности способы получения шёлка, резины, текстильного полотна, а результаты битв (или ложные новости о них), влиявшие на котировку гособлигаций и акций, использовались банкирским домом Ротшильдов в качестве активного инструмента получения прибыли. В современную эпоху объектами охоты экономических разведок стали рецепты печенья, чертежи машин и комплектующих к ним (запчастей), коммерческие планы компаний, технологии производства компьютеров и программы к ним, а также методы маркетингового продвижения самых различных продуктов (к примеру, зубной пасты Colgate). В основном широкую известность получили истории, связанные с информационными утечками из крупных фирм, но и предприниматели с небольшими оборотами подвержены подобным угрозам. Первым шагом к обеспечению безопасности может стать осознание этого неприятного факта и избавление от наиболее распространённых заблуждений по поводу каналов «слива».

инсайдер

Заблуждение первое: «Нам это не грозит»

Почему-то многие бизнесмены, в том числе и очень серьёзные, считают, что промышленные шпионы интересуются только делами компаний, занимающихся чем-то очень секретным, то есть ракетами, самолётами, военными кораблями и гражданскими судами, компьютерами, атомной или альтернативной энергетикой и тому подобными сложными в технологическом аспекте продуктами. А вот предприятие, производящее (условно) «кильку в томатном соусе» или офисную мебель, враждебные агенты будто бы обходят стороной, «брезгуя мелкой добычей». На самом деле это совсем не так. Любые способы снижения себестоимости, методы маркетинга, деловые контакты, «входные» и «выходные» цены, нормы прибыли для продуктов различных ассортиментных позиций, каналы закупок и прочая коммерческая информация любого предприятия может вызывать самый живой интерес конкурентов, стремящихся оттеснить соперника.

промышленные шпионы

Иллюзия вторая: «Им не до нас, мы простые»

Небольшое предприятие может точно так же стать жертвой преступной шпионской активности, как и крупное, тем более что возможности по обеспечению безопасности у него, как правило, ограничены по бюджетным причинам. Лёгкость добычи стимулирует действия по разорению мелких конкурентов крупными с использованием самых недостойных методов. К примеру, торговая сеть супермаркетов заинтересована в истреблении небольших магазинчиков, существующих в городе и отнимающих у них часть покупателей. Для достижения этой цели достаточно выяснить каналы их снабжения и прервать (перехватить) их. Не говоря уже о том, что существует конкуренция и между участниками рынка с малыми оборотами.

опасность

Миф третий: «Цифровая защита - это панацея»

На самом деле утечки информации, осуществляемые посредством «выкачки» данных из компьютерных баз составляют в США не более 15%, а в России наверняка ещё меньше. Чаще всего «сливает» нужные конкурентам сведения инсайдер, то есть внедрённый или завербованный конкурентами работник, получающий доступ к тайнам фирмы. Нередки случаи подкупа сотрудников, имеющих солидный стаж и незапятнанную репутацию, и это логично, так как подозрительный тип вряд ли станет носителем ценных секретов. Намного проще загрузить на обычную флэш-карту всё, представляющее интерес, и вынести за двери предприятия, чем организовывать хакерскую атаку без гарантии её успешности, но зато с риском обнаружения источника и, соответственно, разоблачения со всеми вытекающими неприятными последствиями в виде судебных разбирательств.

инсайдер

Самоуспокоение четвёртое: «В утечке нет ничего страшного»

Да, многие бизнесмены считают, что если конкурент узнал что-то из их секретов, то и ладно. Дескать, всё равно у него не получится толком использовать полученную информацию, иначе он давно бы сам сделал то же самое и не имел проблем. Возможно, в некоторых случаях подобные рассуждения справедливы, а руководители пытающейся соперничать фирмы - и в самом деле люди недостаточно талантливые, не в пример «гениям менеджмента и маркетинга». Однако излишняя беспечность крайне вредна. Во-первых, были случаи, когда в считаные месяцы клиенты уходили к другим почти поголовно, потому что получили «предложения, от которых невозможно отказаться» по причине осведомлённости, к примеру, о предельных размерах скидки своих соперников. Во-вторых, полезно задуматься о канале утечки, выявить его, и если на первый взгляд она оказалась не роковой, то неизвестно, к чему приведёт следующий «слив».

промышленные шпионы

Немного статистики

Возможно, некоторые данные, выявленные американскими специалистами по борьбе с промышленным шпионажем, будут полезны российским бизнесменам:

  • Чаще всего от происков враждебных агентов среди коммерческих предприятий страдают медицинские учреждения и фармацевтические компании.
  • В январе случаи хищения конфиденциальной информации происходят в среднем вдвое чаще, чем в другие месяцы. Причины этой аномалии не совсем ясны, но это факт. Возможно, сказываются последствия праздничной расслабленности.

опасность

  • В двух третях случаев обнаружить утечку удаётся лишь через месяц или позже, когда время для нивелирования её последствий уже упущено.
  • Каждый «потерянный» рабочий ноутбук сотрудника обходится средней американской фирме в сумму, чуть меньшую 50 тыс. $. Речь, конечно, не о цене самого компьютера.
  • Уволенные сотрудники IT-отдела представляют собой большую опасность в силу своей осведомлённости, поэтому с ними лучше всего не ссориться. Они обеспечивают как минимум половину всех утечек.
  • 70% «сливов» производят увольняющиеся сотрудники в течение последнего месяца работы. Желательно не давать им такой возможности.
  • Три четверти завербованных агентов продавали информацию, к которой не имели прямого доступа, получая её у своих приятелей, работавших в других отделах. То есть соблюдали конспирацию.
  • Чаще (54% случаев) каналом утечки служит обычная рабочая электронная почта. Меньше половины (46%) «кротов» распечатывали нужные конкурентам сведения и выносили листы в своих папках и портфелях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание