Рубрики
...

Говард Хьюз — самый необычный миллиардер

Необычность жизненных обстоятельств миллиардера Говарда Робарда Хьюза-младшего многократно привлекала внимание деятелей искусства, трактовавших его образ каждый раз по-своему и находивших в нём что-то новое, удивляющее читателей и зрителей. Реальность отличается от сюжетов того или иного художественного произведения, но от этого не становится менее загадочной. Хьюз заработал очень много денег, но мог получить намного больший доход, не отвлекаясь на авантюрные проекты, и из этого следует, что её величество прибыль не была его главным божеством. Этот человек, возможно, от роду владел особой мудростью (или приобрёл её вместе с опытом), и состояла она в том, чтобы жить так, как хочется, и видеть в этом счастье. Кто-то из преуспевших людей стремился к обретению могущества, которое дают огромные деньги, и искал самые эффективные способы разбогатеть, а Хьюз всегда занимался только тем, что было интересно лично ему.

Хьюз

Как Хьюза баловали в детстве

Хьюз был богат с самого рождения, а в трёхлетнем возрасте автоматически стал единственным наследником многомиллионного состояния, естественно, без всяких усилий. Просто его отец оказался гениальным изобретателем и удачливым бизнесменом. Вывод на рынок уникального продукта — «камнееда Хьюза», а точнее, бура с алмазными коронками, позволяющего сверлить любой, даже самый неподатливый, грунт для достижения нефтеносных пластов, буквально озолотил семейство. Казалось, что необщительного, застенчивого и довольно ленивого мальчика, не любящего ходить в школу, ждёт судьба «золотого дитяти», спокойно проедающего отцовское состояние всю свою жизнь. Ему ничего не нужно было делать, чтобы вырываться их нищеты, подобно многим другим американцам, ставшим великими.

Хьюз

К тому же ребёнок был болезненным, а однажды даже перестал ходить, но ноги, несмотря на подозрение на полиомиелит, восстановили свою двигательную активность сами. Папа сына любил и, хотя воспитанием занималась в основном мать, ни в чём ему не отказывал и еженедельно давал ему, ученику школы Тетчер, пять тысяч «на мелкие расходы». А это была колоссальная сумма в 1910—1920 годах. В общем, не было никаких оснований предполагать, что Говард Робард Хьюз-младший станет кем-то выдающимся. Но, несмотря на все педагогические пробелы, из него не получился разбалованный барчук.

Хьюз

Взросление

Хьюзу не нравилось ходить в школу, но это не означает, что он не любил учиться. Нелюдимый мальчик охотно занимался физикой и математикой, работал в оборудованной отцом мастерской, сам смог собрать мотовелосипед и стал радиолюбителем. Возможно, Хьюз-старший видел в сыне самого себя: он тоже был человеком застенчивым и при этом талантливым. Между ними, вероятно, существовала эмоциональная близость, потому что даже о своей первой любови Говард рассказал отцу, что юноши делают крайне редко. Роман 17-летнего парня с актрисой Элеонорой Бордман принёс только разочарования и, возможно, стал причиной возникновения психологических комплексов, не отпускавших Хьюза всю его жизнь. Говард очень рано потерял обоих родителей, ушедших в 1922 (мать) и 1924 (отец) годах. Вот тут-то впервые и проявился его характер.

Хьюз

Богатый наследник

Фирма Hughes Tool стоила два миллиона, и это были очень большие деньги в 1924 году. Хьюзу-младшему исполнилось только 18 лет, и согласно действующим в Техасе законам он ещё не обладал юридической дееспособностью. Родственники, не являющиеся прямыми наследниками, увидели в компании, оставшейся как бы бесхозной, источник наживы и предложили продать предприятие, очевидно, намереваясь что-то «отщипнуть». Говард рассказывал позже, что «урегулировал» проблему. Как? По его словам, он «всех послал» и через суд доказал свою дееспособность. На деле ему пришлось для этого «поиграть с окружным судьёй Монтьё в гольф», после чего решение оказалось в его пользу, правда, с оговоркой о необходимости окончания университета. Мог ли кто-то ожидать столь энергичных действий (хотя, возможно, производимых и не совсем почтенными методами) от странноватого, застенчивого и нелюдимого подростка?

самолёты

Отношение к фирме «Хьюз тулл»

Сразу же следует привести аргументированное мнение нескольких экспертов по экономике и маркетингу, состоящее в том, что если бы Говард Хьюз все усилия и доступные ему ресурсы направил на развитие отцовской фирмы Hughes Tool, то первым в мире официальным миллиардером он стал бы раньше и вернее. Сначала компанией руководил Рудольф Кулделл, управляющий при Хьюзе-старшем, а с 1925 года эта обязанность была постепенно переложена на Ноя Дитриха, с которым Говард познакомился на поле для гольфа. В течение двух десятилетий фирма Hughes Tool играла роль «кислородной подушки», обеспечивая финансирование начинаний своего хозяина. Они, эти увлечения, были по своей природе юношескими и оставались таковыми всю его жизнь. Буры для нефтедобычи Говарда Хьюза явно не интересовали.

кино

Кино

Увлекали Хьюза-младшего две вещи: кино и авиация. И лучше всего, если эти два направления сливались в одно целое. Этими соображениями объясняется переезд Хьюза вместе с его молодой женой из Хьюстона в Голливуд. Первая картина студии Caddo Films — Swell Hogan, получилась ужасной, и её даже не стали показывать на большом экране. Второй фильм Everybody’s Acting вышел на самоокупаемость. Третья, комедия, завоевала «Оскар» за лучшую режиссуру. Впрочем, это всё был пробные работы, а затем начались съёмки «Ангелов ада» — киносаги о пилотах «Великой войны», и в этом проекте раскрылась вся масштабность замыслов Хьюза. Для обеспечения зрелищности были приобретены 87 аэропланов (крупнейший частный воздушный флот в мире). Трюки оказались рискованными и привели к гибели трёх пилотов. Хьюз, впрочем, уже сам научился водить самолёт и принимал участие в съёмочном процессе. После завершения монтажа фильм пришлось переделывать в звуковую версию, а по сути, очень многое начинать с начала. Зато успех картина имела невероятный. Бюджет «Ангелов» составил четыре миллиона, а собрал фильм восемь. Съёмки шли три года. В принципе, с финансовой точки зрения — не лучшее вложение средств.

кино

Авиация

Самолёты увлекали Хьюза даже больше, чем кино, инвестиции в которое он стал сокращать уже в начале тридцатых по причине многих проблем с конкуренцией и слабой рентабельности. Примерно тогда же, в 1932 году, была основана опытно-конструкторская компания Hughes Aircraft, а для её материального обеспечения приобретены шесть гидросамолётов S-43 фирмы Сикорского, 1,2 акра под лётное поле и построена аэродромная инфраструктура.

самолёты

Хьюз видел главные перспективы своего нового бизнеса в будущих поставках военному ведомству США. Он сам «объезжал» новые машины, ставил рекорды, совершал беспосадочные перелёты и попадал в аварии. Хьюз видел во всём этом не сравнимое ни с чем удовольствие.

самолёты

Строительство «Еловой гусыни»

И в настоящее время Н-4 «Геркулес», построенный за полтора года фирмой Hughes Aircraft во время Второй мировой, по праву считается самым большим по размерам самолётом: его размах крыла — около ста метров. Материалом стал не дефицитный тогда дюралевый сплав, а берёзовая древесина, но стремление к «красному словцу» журналистов привело к тому, что эту гигантскую летающую лодку прозвали «Еловой гусыней». Хьюз сам пилотировал своё детище в начале февраля 1947 года.

самолёты

И всё остальное…

Биография Хьюза заслуживает объёмного многотомного описания. Не все его начинания были успешными, но некоторые удались. Одно время он даже реализовал свою мечту, став крупнейшим поставщиком американских ВВС, но востребованная Пентагоном продукция не имела ничего общего с уникальными аппаратами, построенными на Hughes Aircraft в единичных опытных экземплярах. Из авиационного бизнеса Хьюзу пришлось в конечном счёте уйти, он был вынужден из-за неподъёмных кредитов продать свой пакет акций компании TWA. Как выяснилось в 50-е годы, один из руководителей его фирмы Чарльз Торнтон обкрадывал своего работодателя. Хьюз был щедрым меценатом, но помимо этого много сделал для развития игорной столицы США Лас-Вегаса. История смерти этого выдающегося человека не менее загадочна, чем его жизнь. Он вошёл в историю как один из самых странных богачей.