Рубрики

Крупнейшие провалы проектов альтернативной энергетики

Развитие энергетической отрасли, основанной на использовании возобновляемых источников, закономерно и логично. Запасы природного газа, нефти и другого углеводородного сырья не бесконечны, к тому же в них испытывает потребность химическая промышленность, а это означает, что цены на мировом рынке, несмотря на некоторые колебания в настоящее время, в стратегической перспективе будут расти. Что касается ГЭС, то и их в полной мере «зелёными» назвать трудно: замедление скорости речных потоков губительно для экологии, к тому же возникает проблема затопления обширных территорий, поэтому возможности строительства новых плотин ограничены. Новые источники энергии неизбежно будут в дальнейшем широко применяться человечеством, тем более что разработка альтернативных технологий ведётся непрерывно. Однако трудности на этом светлом пути, ведущем в будущее, пока ещё очень велики.

Очень осторожный оптимизм

банкротства

Несмотря на масштабные инвестиции, вложенные в проекты возобновляемой энергетики (в 2016 году, к примеру, они составили почти 242 млрд долларов), продолжаются начавшиеся несколько лет назад процедуры банкротства крупных компаний. Нельзя утверждать, что достижений в этой области вовсе нет. Высокотехнологичный «зелёный» продукт стал доступнее, а один из главных профильных товаров (солнечные батареи) подешевел в пять раз по сравнению с ценами 2011 года. За счёт возобновляемых источников в прошлом году введена половина новых мировых генерирующий мощностей. Из этих фактов вытекает вывод, что работы в направлении внедрения ВИЭ не прекращаются, несмотря на очевидную эконмическую убыточность на современном этапе. Альтернативная энергетика пока вообще не может существовать без государственной поддержки. Она невыгода. Все усилия по её развитию предпринимаются в расчёте на результаты в будущем, когда запасы углеводородов будут в значительной степени исчерпаны, а те страны, у которых они останутся, смогут диктовать свои условия. Но субсидии и гранты не гарантируют успеха. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать истории банкротств, случившихся в последнее время.

Solyndra

Новые источники энергии

Скандал, произошедший в 2011 году, через пять лет после основания компании Solyndra, был громким. Изобретателю из США Крису Гронету удалось убедить солидных инвесторов и высшее руководство страны (Обама его слушал очень внимательно) в перспективности разработанной им технологии получения электроэнергии посредством новых солнечных батарей, основу конструкции которых составляли загадочные цилиндры, что нашло отражение в названии фирмы.

скандал

Деньги он получил (535 миллионов), субсидии тоже, и казалось, что процветание не за горами. В фирме работали 1,1 тыс. сотрудников, оборот превысил сто миллионов, а сама она в 2009 г. оценивалась в 1,22 млрд долларов. Крах произошёл внезапно. Оказалось, что давно производящиеся кремниевые батареи обходятся дешевле, товар реализуется в убыток, а технология Гронета не совсем работоспособна, несмотря на вроде бы убедительные и научно обоснованные утверждения автора.

Beacon Power

банкротства

Эта фирма занималась важной проблемой, позволяющей компенсировать резкие перепады нагрузки в электросетях за счёт механических устройств, представляющих собой гигантские маховики, вращающиеся в вакуумных камерах. За счёт своей инерционности эти колёса по замыслу должны были поглощать избытки энергии, а потом отдавать их, стабилизируя изменения потребления мощности. После реализации первой трёхмегаваттной очереди в 2008 году перспективы представлялись радужными, а в планах был запуск новой установки, включающей две сотни маховиков. Министерство энергетики США уже выделило 43 миллиона и собиралось увеличить ассигнования. Однако экономический эффект оказался ничтожным, менее 1 процента от суммы вложенных средств, что и повлекло отказ от государственного финансирования. Правда, компания после банкротства в 2012 году была приобретена частным инвестором, питающим надежны на высокую эффективность в будущем.

Better Place

банкротства

Руководство фирмы рассуждало логично, и в маниловщине его упрекнуть нельзя. Одним из главных факторов, отпугивающих покупателей электромобилей, справедливо считается долгое время зарядки аккумуляторов. Идея состояла в том, чтобы не ждать, а сразу же (за пять минут) получить другой, уже готовый к работе, чем должна была заниматься созданная служба QuickDrop. Это новшество вызвало надежды фирмы Renault на реализацию ста тысяч электромобилей модели Fluence ZE на израильском и датском рынках с дальнейшей экспансией на другие страны. К сожалению, ожидания не оправдались, продать удалось только 1,4 тысячи машин, и в 2013 году компания Better Place была объявлена банкротом.

Lilliputian Systems

Новые источники энергии

Замысел тоже хорош. Идея стартапа состояла в производстве зарядных устройств марки Nectar, обеспечивающих работу носимых девайсов за счёт энергии окисления бутана. Оставалось лишь подключить ноутбук или планшет через USB, и сделать это можно было автономно, в любых условиях, без наличия электросети. Изобретение разработано в Массачусетском технологическом институте и демонстрировалось на выставке CES (Лас-Вегас, Невада). После того как на внедрение новшества фирмой Lilliputian Systems было истрачено более 150 млн долларов, выяснилось, что технология «сырая», и требуется ещё как минимум несколько лет на её доработку. Деньги инвесторов пропали зря. Банкротство случилось, как всегда, неожиданно, в 2014 году.

KiOR

В том же 2014 году обанкротилась ещё одна «зелёная» фирма, работавшая над технологией производства биотоплива. Горючее планировали изготовлять из древесных щепок и стружки, в проект вложился Винод Хосла, известный как опытный венчурный инвестор. Членом совета директоров стала Кондолиза Райс, служившая ранее госсекретарём США. Весь этот солидный антураж оказался бесполезным. Ни одного литра топлива из опилок так и не удалось получить.

Новые источники энергии

Почему так вышло? Основных версий две. Первая — не хватило денег, а инвесторы не захотели добавить. Вторая выражена подозрением в мошенничестве. Оказалось, что обещанная технологическая эффективность значительно завышена, и кто в этом виновен, неясно. Может быть, ошиблись специалисты, но не исключено и умышленное введение в заблуждение инвесторов.

QBotix

банкротства

Системы, разрабатывавшиеся этой фирмой, должны были направлять солнечные батареи тангенциально лучам небесного светила, меняя их пространственную ориентацию каждые 40 минут. Практически это были роботы, крутящие панели по двум осям на основании показаний датчиков. Подобные трекеры уже были, но одноосевые. На стартап компания QBotix привлекла 19,5 млн долларов инвестиций ведущих мировых энергетических гигантов (Siemens, E.ON). В неудаче, а именно в банкротстве, состоявшемся в 2015 году, руководство фирмы винит рынок, характеризующийся в этом специфическом секторе особой закрытостью и консервативностью. После этих объяснений понятно, почему ничего не получилось…

SunEdison

банкротства

Фирма работала на рынке с 2006 года и через 10 лет после своего основания обанкротилась. За это время она успела ввести в эксплуатацию генерирующих мощностей суммарно в объёме 4,3 гигаватт, поглотить несколько профильных компаний, оцениваемых в 2,6 млрд долларов, и задолжать 16 млрд долларов. Аналитики в качестве причины краха называли слишком быстрый рост. То есть, поглощая конкурентов, фирма SunEdison банально «подавилась». Однако банкротство, как выяснилось позже, произошло по причине убыточности, погашаемой новыми инвестициями, что по схеме напоминает финансовую пирамиду. Все активы SunEdison в 2016 году оценены максимум в 1,5 млрд. Сумма долга уже указана выше.

Abengoa SA

скандал

Испанская фирма, обанкротившаяся в 2016 году, задолжала 16,5 миллиардов долларов. При этом она получила огромное количество инвестиций, грантов и правительственных субсидий, в том числе 2,7 млрд долларов в ходе реализации поддержки альтернативной энергетики, и также льготный кредит с гарантией Минэнерго США в объёме 132 миллиардов на строительство биогазового завода в штате Канзас. Заём компания американцам вернула, но погасила его не из прибыли от реализации произведённого продукта, а за счёт собственных средств. Как утверждало руководство Abengoa SA в 2015 году, биоэтанол есть, но пока его продавать по каким-то причинам не будут. Вряд ли это правда, потому что через пять месяцев компания объявила о своём банкротстве и в США, и в Испании, а топливо на рынке так и не появилось.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание