Рубрики

Куда подевалась автомобильная фирма «Студебекер»?

Марка «Студебекер» нашим согражданам известна в основном по фильмам про войну и рассказам ветеранов. Эта замечательная машина наряду с отечественными полуторками сыграла большую роль в деле победы над фашизмом, обеспечивая фронтовую логистику, ведь без войскового снабжения боевые действия практически невозможны. У многих людей этот бренд прочно ассоциируется с сороковыми годами, и как-то уже принято считать, что автомобиль был хоть и очень хороший, но один. На самом же деле Studebaker — фирма, зародившаяся ещё в те времена, когда транспортными средствами первым переселенцам Дикого Запада служили повозки-фургоны, и именно эту продукцию производило семейство, давшее свою фамилию компании в штате Пенсильвания. Да, предприятие открылось в 1798 году. Таким образом, «Студебекер» можно считать старейшей американской фирмой, производящей устройства для перемещения людей и грузов на значительные расстояния. Что касается автомобилей, то моделей было много.

Студебекер

Становление фирмы

Семья Студебекеров прибыла на американский континент из Германии в 1736 году. Джон Клемент, отец десятерых детей, ровно половина из которых были сыновьями, был трудолюбив и предприимчив, однако прошли десятилетия до открытия его потомками собственного дела по производству конных экипажей в Конистоге (Пенсильвания). Прообраз будущего автозавода появился ещё позже, в 1868 году, в Саут-Бенде, и для этого пришлось собрать приличную сумму — 68 долларов золотом. Студебекеры одними из первых на континенте поняли перспективность бензиновых автомобилей как транспорта будущего, но ещё раньше они проявили внимание к электроприводу.

Студебекер

Уже в 1902 году фирма, основанная братьями Студебекер при сотрудничестве с Томасом Эдисоном произвела электромобиль, однако технологии того времени не позволили развить идею. Прошло десятилетие с момента основания Studebaker Corporation, и основным профилем стали всё же автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Эксперименты с количеством цилиндров не всегда были успешными, но следует помнить, что фирма была практически первопроходцем отрасли.

Studebaker

Развитие

Периодом бурного развития фирмы «Студебекер» стали десятые годы XX века. При мощности 35 л. с., модель АА стоила до 1,2 тыс. $, и стала первой американской машиной, продававшейся в Европе, и к тому же производилась она невиданными тиражами — 10 тысяч экземпляров за два года (1912—1913), к тому же сборка шла без конвейера, вручную. Лишь две компании опережали «Студебекер» — «Форд Мотороз» и «Оверленд». В 20-х годах фирма перешла на выпуск исключительно шестицилиндровых легковых автомобилей, присваивая моделям звучные имена, такие как «Командер», «Президент» и даже «Диктатор» (очевидно, в это слово не вкладывался негативный смысл). К 1925 году вал производства превысил стотысячную отметку. Приобретение люксовой автомобильной компании Pierce-Arrow (1928) вывело «Студебекер» на одну из лидирующих позиций в отрасли. Успешное участие в ралли на 500 миль повысило престиж марки.

автомобили

Депрессия

Первый ощутимый удар по фирме нанёс финансовый кризис конца 20-х годов, и тоже впервые была допущена масштабная маркетинговая ошибка, состоящая в неправильном товарном позиционировании. Президент Эрскин не учёл предсказуемого смещения потребительского спроса в сторону бюджетных моделей, а роскошные лимузины мало кто тогда мог себе позволить. Полного разорения избежать удалось, но передовые позиции были утеряны, и, как выяснилось со временем, навсегда. Значительную часть производственных средств пришлось продать новым владельцам, которые приняли антикризисные меры, прекратив выпуск «Президентов» и наладив производство менее дорогой модели «Рокни». Марка Pierce-Arrow тоже ушла.

Студебекер

Новые времена

В 30-е годы положение было отчасти восстановлено благодаря умелому менеджменту директоров Пола Хофмана и Гарольда Вэнса, инициировавших выведение новой модели Land Cruiser (1934), выделявшейся превосходным дизайном и отличными техническими характеристиками. Внешним обликом занимался приглашённый стилист Раймонд Леви. Тогда же начались первые работы по созданию линейки грузовиков, повышение потребности в которых было обусловлено оживлением экономической ситуации в стране. Конструктивные решения того времени нашли также применение в производстве автобусов и спецтранспорта.

Студебекер

Оборонные заказы

В 30-е годы Америка продолжала оставаться мирной страной, застрахованной от нападений уникальным географическим положением, однако с развитыми военно-морскими силами и хорошим уровнем обеспечения военным автотранспортом. «Студебекер» традиционно снабжал армию машинами удачных конструкций, в том числе электрокарами для обслуживания складов и арсеналов. Фирма даже пыталась производить танки, впрочем, передовых тенденций в этом направлении ей ухватить не удалось. Осуществлялось выполнение заказов на санитарные автомобили и бронемашины, но главным достижением предвоенной поры стала разработка одной из унифицированных конструкций грузовика.

Studebaker

Война

Подвергшаяся германскому нападению Франция заказала две тысячи автомобилей для армейской логистики, но эти машины не были специально подготовлены для эксплуатации во фронтовых условиях, а представляли собой обычные «штатские» грузовики. В это же время в штабах обратили внимание на «разношерстность» технического парка, что затрудняло ремонт, обслуживание и снабжение запчастями и комплектующими изделиями. При выработке классификации были определены основные типы автомобилей войскового применения и сформулированы требования к ним, важнейшим из которых стала полноприводность. К 1940 году в целом сформировался облик военного грузовика нового поколения, которому в наибольшей степени соответствовал «Студебекер» US6.

Studebaker

US6

В условиях войны US6 производился не только держателем марки, но и другими предприятиями разных фирм. Это же касалось и «Виллиса», выпускавшегося заводами «Форда» и других ведущих компаний. Модель «Студебекера» US6 по обобщённым характеристикам признана лучшим грузовиком Второй мировой войны, как машина с мощным двигателем, прекрасной проходимостью, полным обеспечением запчастями и высочайшим уровнем унификации. Более половины из 200-тысячного «тиража» было поставлено в СССР по программе «Ленд-лиз». Декларируемая в техническом паспорте грузоподъёмность в 2,5 тонны была, очевидно, недооценена самим производителем: машину в советских войсках нагружали и четырьмя тоннами. Двигатель «Геркулес JXD» мощностью 87 л. с. работал надёжно в любых условиях и характеризовался отличной ремонтопригодностью. Сборка поступавших через Мурманск, Архангельск и Иран единиц не составляла проблем — её наладили на ГАЗе. К каждому грузовику в комплекте даже шёл кожаный костюм, но до фронта он обычно никогда не доезжал.

Studebaker

Последний этап

До 1962 года «Студебекер» с переменным успехом выдерживал конкуренцию, борясь с «большой американской тройкой», но ограниченность ресурсов постепенно подрывала позиции фирмы. Даже перенос производства в канадский Гамильтон положения не спас — продажи падали. Решение о прекращении хозяйственной деятельности руководством компании было принято в марте 1966 года. Формально бренд «Студебекер» по-прежнему существует, но его почти не используют, за исключением канадской фирмы Avanti Motor Corp., производящей по старым чертежам прославленные автомобили для любителей и коллекционеров в количестве полторы сотни ежегодно, да ещё изготовителей сопутствующих товаров: генераторов, небольших партий мини-тракторов и кухонного оборудования.