Рубрики
...

Ли Якокка. Опыт успешнейшего в мире торговца автомобилями

История знает множество примеров очень удачного и даже гениального менеджмента, ставшего результатом способностей и усилий основателей крупных фирм. Несколько реже встречаются примеры наёмных руководителей, прославившихся необыкновенными умениями и талантами, проявленными в управлении предприятиями, принадлежащими другим людям. Один из таких людей — Лидо Энтони «Ли» Якокка.

Якокка

В общих чертах

Ли Якокка изобрёл принципиально новый метод автокредитования, доступный и необременительный для покупателей. Занимая пост президента компании, руководил проектными работами над знаменитым и революционным «Мустангом» фирмы «Форд». Он стал автором концепции наиболее рентабельной модели Mark III, ставшей настоящим хитом продаж и обеспечившей баснословные нормы прибыли.

Якокка

Потом он спас от полного краха фордовскую марку Mercury. Затем возникли проблемы у «Крайслера», и Якокка пришёл на помощь, возглавив правление корпорации. Ещё он изобрел минивэн — небольшую машину, размерами меньше обычного микроавтобуса, предназначенную для коммерческих целей. Якокка по поручению президента Рейгана руководил фондом, финансировавшим реставрацию Статуи Свободы. К тому же Ли написал несколько бестселлеров, в которых подробно рассказал о своей карьере и раскрыл некоторые тайны собственного успеха. Кажется, что для одного человека всех этих событий даже слишком много.

Якокка

Ранние годы

Будущий выдающийся управленец родился в 1924 году в штате Пенсильвания. Когда парню было пятнадцать, он серьёзно заболел. Ревматизм тогда считался практически неизлечимым, но каким-то образом недуг прошёл. Став студентом Лихайского университета (город Бетлхем, штат Пенсильвания), Якокка продемонстрировал отличную успеваемость и потому был приглашён для продолжения учёбы в более престижный Принстон. Получив диплом, он получил и должность инженера в «Форде», где быстро выделился и начал восхождение по служебной лестнице. Тогда же он сменил имя из деловых соображений, сократив «Лидо» до «Ли» — так было удобнее представляться по телефону. Странное даже для американского уха звучание фамилии объясняется итальянским этническим происхождением: родители Якокки были эмигрантами. Собственно, поступление на работу в компанию «Форд Моторс» можно считать началом блестящей карьеры.

Якокка

Изобретение «56 для 56»

Одним из основополагающих принципов компании «Форд» с самого её основания считалась ценовая доступность продукции. Однако времена «Жестянки Лиззи» давно прошли, и в 1956 году модель Fairlane, при всех своих конкурентных преимуществах, совсем уж дешёвой быть не могла. Для оживления процесса продаж мощного и красивого автомобиля ассистент менеджера филадельфийского филиала (должность невысокая) Якокка придумал очень удачный маркетинговый ход. Подсчитав суммы, он вывел схему: 20 % первый взнос, а затем 56 $ ежемесячно в течение трёх лет. Конечно, и такие деньги простому американскому рабочему пятидесятых годов платить было непросто (хорошее недельное жалование), но о приобретении автомобиля задумались очень многие. Продукт стал намного доступнее, продажи выросли до огромных высот, а Якокку, которому тогда исполнилось только 32 года, перевели в центральный офис фирмы в Дирборн. Через четыре года талантливый итальянец стал вице-президентом.

менеджер

Mustang!

Этот автомобиль стал основой для целого класса транспортных средств — мускул-каров — машин мощных и на вид, и по характеристикам. Идеологом направления и автором концепции снова был Ли Якокка. Именно он сформулировал конструкторам техническое задание, включавшее цену, не превышающую 2,5 тыс. $, массу до 2,5 тыс. фунтов и длину 180 дюймов плюс модификационный потенциал. Менеджер постоянно мониторил рынок на предмет выявления потребностей, и постепенно сформулировал набор требований, предъявляемых американцами к наиболее желанному для них автомобилю. Модель производилась девять долгих лет, и за это время нашла 2,5 млн владельцев, в том числе за пиковый 1966 год «Мустангов» было продано более шестисот тысяч. Вскоре Якокка был повышен до должности вице-президента всей корпорации, включавшей, помимо фирмы Ford, и Lincoln-Mercury.

Якокка

Mark III

«Линкольны» (марка принадлежит компании «Форд») в конце шестидесятых годов по популярности в шесть раз уступали «Кадиллакам», но и это было ещё полбеды. Эти автомобили продавались в убыток. Необходимо было какое-то нестандартное решение, и однажды оно пришло в голову Ли Якокке, страдавшему в Канаде бессонницей во время командировки. Идея состояла в том, чтобы уже производившуюся модель Ford Thunderbird дополнить массивной радиаторной решёткой, создающей впечатление престижности. Этой мыслью Якокка поспешил поделиться с вице-президентом по вопросаам дизайна Джином Бордиантом, несмотря на полуночный час. В конечном счёте переделать пришлось не только радиатор, но дело того стоило. В результате на создание модели Mark III на базе Thunderbird было потрачено 30 млн долларов, и этот продукт под маркой Lincoln стал пользоваться огромным спросом благодаря солидному виду, престижному бренду и относительно невысокой цене (6585 $), из которой 2 тысячи составляла чистая прибыль. Пафосный «Марк третий» обогнал «Кадиллак» по продажам и спас угасающий бренд. За ним последовали «четвёртый», «пятый» и «шестой», столь же успешные.

менеджер

Якокка и Mercury

Марка «Меркурий» компании «Форд» позиционировалась как средний класс автомобилей, спрос на который уже с конца пятидесятых неуклонно снижался. Для исправления ситуации Ли Якокка предложил примерно тот же выход, что и в случае с «Марком». Он мысленно поставил себя на место среднего американца и сам себе задал вопрос о том, какую машину бы ему хотелось купить. Чутьё в совокупности с опытом подсказало Ли, что для создания линейки новых чрезвычайно успешных автомобилей достаточно использовать уже готовые платформы (и снизить издержки на проектирование), но придать продукту более внушительный вид. Модели Cougar и Marquis получились в результате применения именно этой эффективной технологии. Бренд Mercury был спасён от полного краха.

менеджер

Увольнение из Ford Motor Company

Занимая пост президента Ford Motor Company, Ли Якокка получал немыслимый годовой оклад в миллион долларов, но в 1978 году его уволил лично Генри Форд II (внук «первого»). Причины этого решения называются разные. По официальной версии поводом для отставки стал отзыв с рынка почти двух миллионов «Пинто», как считалось, имевших дефект в виде ненадлежащей защиты бензобаков, и Якокка якобы об этом знал. Проведенные позднее тесты, однако, показали беспочвенность обвинений. В своей книге «Карьера менеджера» бывший президент фирмы указывает другие причины, в частности, ревность владельца компании к славе и популярности своего наёмного сотрудника, и многие противоречия, случавшиеся в процессе работы. В частности, спор возник по поводу идеи минивэна, и она была отвергнута. Как бы там ни было, а Якокку уволили. Он не сильно расстроился. Его давно приглашали в другие фирмы. Якокка выбрал «Крайслер».

крайслер

В фирме «Крайслер»

Ситуация в Chrysler была тяжёлой, почти безнадёжной. Фирма была должна 4 млрд долларов, и её банкротство считалось делом уже свершённым. Якокка первым делом отправился за государственной помощью, надеясь на свой авторитет. Главным его аргументом были пагубные для всей национальной экономики последствия разорения «Крайслера» (отчасти преувеличенные), и ему удалось запугать ими президента Картера, а попутно и Конгресс США. В результате он получил заём в 1,5 млрд долларов и начал действовать.

Якокка

Якокка вникал во всё, вплоть до габаритов автомобилей с целью оптимального размещения их на железнодорожных платформах, а следовательно, снижения транспортных издержек. Затем он избавился от ненужных ликвидных активов. В третьих, Янокка практически исключил складирование из технологического цикла, организовав доставку комплектующих прямо к конвейерам и увязав поставки продукции с заказами дилеров. И, наконец, он реализовал свою идею мимивэнов, оказавшихся в высшей степени востребованным продуктом. Кто бы мог подумать? Он снова победил!