Рубрики

Маркетинговая политика бренда Hitachi

Японский бренд Hitachi, существующий с начала 1920-х годов, сегодня широко известен высококачественной электротехнической и электронной продукцией, а именно электроинструментами, кондиционерами, энергетическими системами, телевизорами, компьютерами и многими другими товарами. Сейчас эта компания заслуженно считается одной из лидирующих в отрасли, однако в момент своего создания она почти ничем не выделялась среди многих тысяч других подобных предприятий в стране. Разница, однако, была, и состояла она в деловых качествах учредителя, Намихеи Одаиры. Как в данном случае не вспомнить о пресловутой «роли личности в истории»? Без выдающегося человека, стоящего у истоков, не обходится ни одна успешная фирма.

Hitachi

Hitachi сегодня

В состав финансово-промышленной группы Hitachi входят сотни предприятий, большая часть которых (две трети) расположена в Японии. Бренд представлен 20 тысячами наименований товарных позиций, среди которых и готовая продукция, и производственные комплектующие. Суммарный оборот фирмы превышает 80 млрд $, и двадцатая часть этой суммы расходуется на научные изыскания. Из штата с численностью 380 тысяч сотрудников 17 тысяч – учёные, проводящие исследования. 32 лаборатории Hitachi расположены в нескольких странах. Только этой информации достаточно, чтобы понять, насколько большое значение руководство компании придаёт не только внедрению новейших технологий, но и созданию их.

Hitachi

Основатель и начало

Считается, что выпускник Токийского университета (1900) Намихеи Одаира, став инженером-энергетиком (со временем даже главным) и набравшись опыта, изобрёл электродвигатель собственной конструкции (по другим сведениям – три), мощностью по 5 лошадиных сил (примерно 3,7 кВт). Разумеется, электрические машины в начале двадцатого столетия уже были, а научные работы и конкретные технические решения русского электротехника Якоби, британского учёного Чарльза Уитстона, знаменитого Николы Теслы, Михаила Осиповича Доливо-Добровольского и других специалистов, занимавшихся этим направлением, были общедоступными. Поэтому речь может идти не об изобретении, а о создании некой собственной конструкции, возможно, обладавшей рядом уникальных черт. Как бы там ни было, а учреждённое Одаирой в 1910 году предприятие Hitachi начало производство этого оборудования, обещавшего быть востребованным на японском внутреннем рынке. Но не тут-то было…

борьба за рынки

Создание, падение и снова взлёт

Японские компании, в частности горнодобывающие и энергетические, не решались покупать моторы отечественного производства. Страна считалась технически отсталой, а потому предприниматели, не надеясь на высокую надёжность столь важной и ответственной машины, предпочитали импортировать двигатели из США и Европы. Помогло несчастье, а вернее огромная беда, которую представляла для многих народов Первая мировая война, прервавшая сложившиеся торговые связи. Японские фирмы были вынуждены приобретать оборудование, произведённое в их собственной стране. Одаира воспользовался этой ситуацией и создал генератор мощностью 10 тысяч лошадиных сил всего за пять месяцев. После этого крупные энергетические компании убедились в хорошем качестве продукции и заказали больше оборудования. В то же время фирма начала наращивать свои внутренние производственные возможности.

фирма

В 1920-х годах

Окрылённый успехом, Одаира окончательно зарегистрировал свою компанию в 1920 году, назвав её в честь города, в котором она была открыта. Бренд оказался очень удачным, так как был созвучен слову «рассвет», а иероглифы, составляющие его, прекрасно вписывались в круг, символизирующий восходящее солнце – государственный символ Японии. Кроме этого, эмблема наводила на ассоциацию с производственным профилем компании, образуя как бы статор и ротор электрической машины, как они выглядят на чертежах. Кто-то разглядел в ней даже центр вселенной и мишень как обозначение целеустремлённости, а самому Одаире виделся человек, смотрящий на восход и размышляющий о том, как сделать жизнь светлее. В общем, торговая марка получилась удачной - универсальной, ёмкой, всеобъемлющей по смыслу, и к тому же легко воспроизводимой, а потому она не претерпела изменений за прошедшие десятилетия.

Hitachi

Как Hitachi осталась мирной фирмой

В межвоенные годы фирме сопутствовал успех. Целью ставилось удовлетворение растущих промышленных ожиданий Японии. Диверсифицируя продукцию, Hitachi стала ведущим в стране производителем насосов, воздуходувок и другого промышленного оборудования, при этом полностью снабжая себя всем нужным без посторонней помощи. Ситуация изменилась к худшему в 1930-х годах. Государственный курс на милитаризацию экономики нарушал все планы Одаиры, ориентированного на производство продукции мирного назначения.

фирма

Попытки военных властей превратить компанию в очередную корпорацию-дзайбацу, снабжающую императорскую армию оружием, не увенчались успехом. Конечно, оборонные поставки осуществлялись, но в рамках выпускаемой номенклатуры. Чего стоила Одаире такая политика, можно только догадываться.

Hitachi

Послевоенный бум

В 1950-х годах Одаиру на посту руководителя компании сменил Чикара Курата. Сразу после войны фирма была в том же положении, что и вся Япония, пострадавшая от авианалётов. К тому же американские оккупационные власти предприняли попытку «добить» компанию, сняв Одаиру с должности генерального директора, но после бесплодного трёхлетнего расследования его деятельности его вернули на пост. Пришлось закрыть 19 заводов. Эта остановка и другие трудности почти привели компанию к краху в 1950 году. Новый директор начал прилагать усилия к выводу продукции на международные рынки. Предвидя, что электроника будет играть большую роль в будущем, Курата отправил инженеров и студентов для обучения в американские электротехнические компании и наладил обмен технологиями с RCA и General Electric.

Hitachi

В 1960-е годы бренд Hitachi начал выпускать потребительские товары - от бытовой техники до стереофонических систем. Начались исследования компьютерных технологий. Попутно фирма стала одной из ведущих компаний в мире в области статистических расчётов. Несмотря на все успехи, лидерство в производстве ЭВМ сохраняла за собой IBM, но с японским конкурентом уже приходилось считаться. Это соперничество между Японией и США продолжается и поныне.

борьба за рынки

Реструктуризация 1980-х годов

Фирма Hitachi в 1980-х годах испытала ряд неудач, вынудивших её адаптироваться к новым обстоятельствам. Компания расширила отдел маркетинга с целью повышения невысокой на тот момент узнаваемости бренда, а эта проблема, наряду с другими неблагоприятными факторами, препятствовала росту прибыльности. В начале десятилетия также имело место некоторое технологическое отставание от других ведущих компаний, как японских, так и мировых. В середине 80-х годов новый президент Hitachi Кацушиге Мита принял стратегию повышения конкурентоспособности.

Hitachi

Главными направлениями модернизации были объявлены сокращение производственных издержек и максимальная автоматизация процессов. Меры позволили выправить положение на рынке, повысить рентабельность, а позже приобрести контрольный пакет акций компании National Advanced Systems, американского поставщика компьютерных мэйнфреймов. Ситуация стабилизировалась, а борьба за рынки продолжилась.

фирма

Будущее

Дальнейшие стратегии развития бренда Hitachi неразрывно связаны с внутриотраслевым сотрудничеством, в том числе и с конкурирующими фирмами. В конце 80-х - начале 90-х годов компания вела переговоры с Texas Instruments, корпорацией Hewlett-Packard и даже со своим главным соперником IBM. До 1991 года компьютеры этого японского производителя продавались под американской маркой, но после ребрендинга продажи не упали. В последние десятилетия усилия Hitachi сосредоточены на разработке оборудования для тяжёлой промышленности и информационных системах.