Рубрики
...

Первый полёт авиалайнера МС-21 состоялся. Что дальше?

Совсем недавно СМИ сообщили о первой выкатке нового пассажирского самолета, разработанного Объединенной авиастроительной корпорацией, известного как МС-21. 28 мая аэродром Иркутского авиазавода огласился рёвом турбин, и эта крылатая машина впервые взмыла в воздух.

полёт

Испытательный полёт завершился успешно. На МС-21-300 возлагаются большие надежды, и они выражаются даже в кодовом обозначении модели – его называли «магистральным самолётом двадцать первого века». На чём основана уверенность в конкурентных преимуществах этого лайнера? Будет ли он пользоваться популярностью у отечественных и зарубежных авиакомпаний, предпочитающих пока «Боинги» и «Эйрбасы»? Есть в МС-21 ли какая-то особая «фишка»? Да, есть, и не одна.

полёт

Позиционирование

Всем, кто интересуется гражданской авиацией, известно, что самым массовым самолётом в настоящее время является «Боинг-737», производящийся в различных модификациях с 1968 года. Этот лайнер, безусловно, являет собой пример совокупности в высшей степени удачных конструкторских решений, он экономичен, надёжен и комфортабелен. Но секрет его популярности ещё и в том, что он предназначен для обслуживания магистралей средних протяжённостей от 2,5 до 6 тыс. км. С точки зрения логистики этот сектор авиаперевозок считается самым перспективным и растущим. Соответственно, наибольшим спросом будут пользоваться ближне- и среднемагистральные узкофюзеляжные лайнеры с пассажировместимостью примерно сто-двести человек, каковым и является МС-21. В настоящее время этот сектор занят преимущественно самолётами Boeing 737 и Airbus А320.

МС-21

КБ, входящие в ОАК

Три года назад предполагалось, что название нового лайнера будет Як-242, а МС-21 – лишь временное обозначение, принятое на период ОКР и испытаний, предшествующий моменту начала серийного производства. Однако проектирование и разработка модели ведётся силами ОАК, включающей в себя ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут», и теперешний самолёт уже имеет мало общего с изначальным вариантом пассажирского лайнера, над которым яковлевцы трудились ещё в 80-е годы. Решение о консолидации усилий ведущих российских авиапроизводителей должно по замыслу привести к увеличению эффективности всего проекта.

МС-21

Двигатели

Первый МС-21 полетел на американских моторах Pratt & Whitney, но планер изначально строился с учётом установки отечественного ПД-14 «Объединённой двигательной корпорации» (ОДК). Работы над российским двигателем, предназначенным для комплектации целой модельной линии с различной тягой (в диапазоне от 9 до 18 тонн) находятся на завершающей стадии. Производиться ПД-14 будут на Пермском моторном заводе. ОКР ведутся на КБ «Авиадвигатель».

лайнер

Варианты

Масштабный проект предусматривает две основные модификации – обычную (до 211 пассажиров) и с укороченным фюзеляжем (с вместимостью до 165 человек). Каждый из вариантов, в свою очередь, может производиться в двух версиях, в зависимости от требуемой дистанции беспосадочного рейса, – нормальной (до 3,5 тыс. км) и увеличенной (до 5 тыс. км). Конструктивно заложена возможность постройки на базе МС-21 и дальнемагистрального лайнера (до 7 тыс. км). Все самолёты имеют два салона разной классности, вместимость которых может регулироваться в зависимости от требований заказчика.

лайнер

Комфорт

При диаметре фюзеляжа более четырёх метров в салоне достаточно места, чтобы обеспечить пассажирам высокий уровень комфорта. Ширина кресла – 45 см, что на 2,5 см больше, чем в А330. Проход тоже просторен – примерно 57 см, а эта характеристика влияет не только на удобство, но и на скорость передвижения пассажиров к выходу, и чем она выше, тем меньшим может быть время простоя самолёта на земле, в данном случае почти на треть по сравнению с аналогами. Плюс к этому - новая система кондиционирования с трёхсезонным регулированием температуры, приятное мягкое освещение и другие интерьерные достоинства.

МС-21

Композитные материалы

Полвека назад, когда проектировались самолёты, ставшие нынешними лидерами авиаперевозок, полимеры и композиты не применялись столь широко, как сейчас. С тех пор технологии сверхпрочных материалов продемонстрировали значительный прогресс, что сказалось и на массе летательных аппаратов, и, безусловно, на их себестоимости. Конструкция планера МС-21 на 40% состоит из полимеров и композитов, что создало условия для увеличения длины и полезной площади крыла и хвостового оперения. В данном случае наблюдается уникальная ситуация, когда создатели ПАК ДА (военного комплекса дальней авиации) учитывают опыт проектирования гражданского воздушного судна. Раньше всегда было наоборот – сначала принимался на вооружение бомбардировщик, а уже потом на его базе «конверсировался» пассажирский лайнер.

полёт

Система управления нагрузками

На эту особенность МС-21 обратил внимание популярный журнал «Крылья Родины» со ссылкой на свои источники. Новый самолёт снабжён специальной системой, позволяющей снижать механические нагрузки на силовые и несущие элементы конструкции, перераспределять их и управлять ими. В сочетании с относительно малой массой и, как следствие, высоким уровнем тяговооруженности, лайнер сможет разбегаться для взлёта быстрее и для этого потребуется меньшая длина ВПД. Другой полезный эффект от внедрения этой системы состоит в увеличении потолка как минимум на шестьсот метров, по сравнению с главными конкурирующими машинами, что приведёт к снижению сопротивления воздушной среды и экономии топлива.

МС-21

Кокпит

Одной из целей новой разработки является выход на мировой авиационный коммерческий рынок. Разумеется, наряду с удобствами для пассажиров и экономичностью, немалую роль в предстоящей конкурентной борьбе играет комфорт, созданный для экипажа, и эргономика органов управления воздушным судном. Свыше 70% бортового радиоэлектронного оборудования МС-21 создано на концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и полностью российские. Сервисному обслуживанию аппаратной части уделено много внимания - она построена на модульном принципе. Пилотская кабина соответствует высшим требованиям мировой гражданской авиации.

МС-21

Сроки завершения испытаний

Лётные испытания опытного первого экземпляра завершатся несколько позже запланированного срока, в текущем 2017 году. Планируется, что сертификация в России пройдёт в 2018 году, после чего начнутся поставки нового лайнера заказчикам. Однако для выхода на мировой рынок требуется заключение международной экспертизы АР МАК и EASA. Впрочем, судя по заявленным характеристикам, с этим проблем возникнуть не должно.

МС-21

Заказы

Уже сейчас оформлены и проавансированы 185 твёрдых заказов на новый самолёт МС-21-300 плюс дополнительный пакет соглашений о намерениях ещё на сотню машин. Первую полусотню 175-местных лайнеров примет на эксплуатацию компания «Аэрофлот» в четвёртом квартале 2018 года, и в начале 2019 года они выйдут на магистрали. Интерес с МС-21 проявляют также эксплуатанты Ирана, Танзании, Саудовской Аравии, Индонезии и ряда других стран. Египетская Cairo Aviation предварительно выразила намерение приобрести десяток таких машин. Кроме этого, планируется лизинговая форма эксплуатации. Российская авиакомпания Red Wings, известная своим техническим патриотизмом, заключила с «Ильюшин финанс Ко» соглашение об использовании десяти воздушных судов этого типа, но предполагает со временем увеличить его как минимум в полтора раза. Планируется замена нынешнего самолётного парка, представленного в настоящее время Airbus, Ту-214 и Ту-204 общим количеством семь единиц.

Каждый МС-21-300, согласно каталогу, будет стоить 85 млн $, что на два миллиона меньше цены 737-го «Боинга».