Рубрики
...

Почему обанкротилась фирма Grundig?

Может ли случиться так, что через некоторое время автомобили марки «Мерседес» будут производиться какой-то компанией из Турции или, например, Египта и права на знаменитую эмблему получит не «Даймлер», а другая фирма-производитель? Сегодня в такое развитие событий поверить трудно, хотя факты указывают на их определённую вероятность. Печальная судьба бренда Grundig, ещё относительно недавно символизировавшего немецкое качество, указывает на колоссальные изменения, произошедшие в мировой экономике. Крупнейшая в Германии радиоэлектронная компания в 2001 году обанкротилась. Бренд как таковой, в виде знаменитого трилистника увенчанного короной, сохранился, но использовать его теперь имеют право фирмы Beko и Thomson, и они стараются поддерживать былой престиж, хотя он, конечно, уже не тот.

Грюндик

До войны и во время неё

Основатель фирмы Макс Грюндиг занимался радиотехническим бизнесом с 1930 года, будучи партнёром в компании из города Фьюрта Furth, Grundig & Wurzer, производившей силовые и переходно-согласующие трансформаторы, используемые в конструкциях ламповых приёмников и трансиверов. Его отношение к приходу к власти национал-социалистов, как и у многих немцев, сначала было одобрительным, хотя в нацистскую партию он не вступал, а когда началась война, не проявлял особого фанатизма. Предприятие процветало, его оборот измерялся миллионами марок. Радиотехнические комплектующие германской армии фирма, конечно же, поставляла, и было бы удивительно, если бы она этого не делала. На предприятии трудились и военнопленные красноармейцы, присланные из концентрационных лагерей, примерно полторы сотни человек. В отличие от многих других подобных случаев, на Furth, Grundig & Wurzer их содержали в хороших условиях и даже оплачивали работу, и этот факт, возможно, очень скверно сказался на их дальнейшей судьбе после освобождения, но Макса Грюндига и его компаньонов избавил от преследования новыми властями ФРГ.

Grundig

Радиоконструкторы Heinzelmann

Союзные оккупационные власти в первое время после разгрома Германии препятствовали развитию в стране промышленности, особенно имеющей потенциальное военное значение, а потому вводили налоги на производство соответствующих товаров. В 1945 году Макс Грюндиг стал самостоятельным предпринимателем и, будучи специалистом в радиоэлектронике, хотел заниматься изготовлением приёмников, но высокие ставки обложения делали его инициативу убыточной. Но он нашёл выход из этой ситуации.

Grundig

Желающему купить хороший и при этом немецкий аппарат предлагался конструктор «Домовой» (нем. – Heinzelmann), в который входили все необходимые комплектующие, включая корпус, лампы, динамик и монтажные панели с колодками. Оставалось всё это лишь собрать по схеме и инструкции, что большой проблемы не составляло. Регистрация фирмы Grundig GmbH состоялась в 1947 году. На заводе в Фюрте работали более шестисот сотрудников. Позже, через пару лет, после образования ФРГ, фискальная политика смягчилась, и появилась возможность выпускать готовый продукт.

Grundig

Первая продукция

Послевоенное развитие германской экономики шло быстрыми темпами и сопровождалось ростом благосостояния населения. Платежеспособный спрос увеличивался, и первые же продукты фирмы Grundig AG пользовались успехом.

Грюндик

Начало производства портативных радиоприёмников Boy пришлось на год создания ФРГ – 1949-й. Затем последовали коротковолновый ресивер и первый немецкий телевизор модели 238 (1953 г.), ничем особенным не выделявшийся кроме страны-производителя и цены, вполне доступной – тысяча марок.

Грюндик

Расцвет

Наибольшей популярностью в мире немецкая аппаратура пользовалась в 60-70-х годах. Большой ассортимент, высокое качество, безотказность и относительная ценовая доступность способствовали хорошей репутации. Спектр направлений значительно расширился, и кроме приёмников и телевизоров фирма Grundig AG занялась производством магнитофонов, проигрывателей пластинок, музыкальных центров – «комбайнов», блоков питания, а также радиодеталей (транзисторов, электролитических конденсаторов и проч.), измерительных приборов и медицинского оборудования.

Grundig

Успехи экономической деятельности дали Максу Грюндигу возможность ввести на его предприятиях высокие социальные стандарты, включая возможность для 38 тысяч сотрудников получать медицинское обслуживание в клиниках, обучать детей в школах и отдыхать в санаториях, принадлежавших фирме, не говоря уже о высоких зарплатах. Работать в Grundig было престижно - нанимали только высококлассных специалистов.

«Грюндик» в СССР

Грюндик

В тот же период 60-70-х годов в Советском Союзе не было аппаратуры, престижнее Grundig. Владение магнитофоном этой марки символизировало не просто высокий, а какой-то нереальный достаток. Цена немецкого катушечного аппарата приближалась к стоимости автомобиля, а иногда и превышала её. Сказать: «У него есть «Грюндик!» - было достаточно, чтобы отнести человека к разряду неких небожителей, при этом модель можно было даже не указывать.

Грюндик

Разумеется, такая популярность марки сказалась и на направлении развития дизайна советской радиоаппаратуры. Внешне телевизоры, проигрыватели, приёмники и магнитофоны, сделанные в СССР, чаще всего напоминали германские аналоги, а не японские, которые тоже уже появились на рынке. Сравнение качества звучания и надёжности, однако, было в пользу «немцев».

Грюндик

Азиатский удар

Именно японские производители, изначально тоже подражавшие немецким, американским и голландским коллегам, смогли составить серьёзную конкуренцию «Грюндигу». В их пользу работали несколько факторов – более броский дизайн, приемлемое качество, в некоторых случаях большая компактность и, конечно же, низкая цена, обусловленная мерами по экономии материалов, жестким функционально-стоимостным анализом и скромными тарифами оплаты труда.

Grundig

В девяностые годы в бой за рынки вступили южнокорейские фирмы, а некоторые время спустя и китайские. Первый удар Grundig выдержал, и даже поднял оборот реализации до 40 млрд марок, продав в 1984 году около 30 миллионов единиц аппаратуры. У бренда ещё оставалось много приверженцев, готовых платить даже больше, но за высокое качество и престиж. Последующие события, однако, ясно указывали на перспективы краха.

банкротство

Продажа фирмы

Решение 76-летнего Макса Грюндига отдать своё детище голландской фирме Philips, вероятно, было единственно верным в складывающейся ситуации. Хозяин был одним из последних романтиков бизнеса послевоенного «призыва», он свято верил в социальную миссию предпринимателя, старался выполнять свои обязательства перед нанятыми сотрудниками и поддерживать высочайшее качество, невзирая на издержки. «Филипс» владела брендом 13 лет, но из состояния перманентного банкротства его так и не вывела, после чего последовал раздел права использования. Марка Grundig досталась крупнейшему производителю антенн Kathrein и консорциуму баварских банков. Банкротство, о котором было официально объявлено в 2001 году после рекордных убытков (150 млн €) привело к продаже на аукционах всех активов, включая патенты, авторские и интеллектуальные права и средства производства. Новыми владельцами стали фирмы Beko (Турция) и еврохолдинг Thomson, производящий системы спутникового телевидения.

банкротство

Турецкий Grundig

Да, в настоящее время прославленный бренд радиоаппаратуры Grundig Intermedia GmbH принадлежит стамбульской компании Arçelik, входящей в Koç Holding и занимающейся производством жидкокристаллических телевизоров. Интересно, что контроль качества турецкая фирма не доверяет собственным специалистам, а нанимает для этого немецких инженеров, ранее работавших на «Грюндиге».

Допустил ли Макс Грюндиг управленческие ошибки? Объективно, если судить по результату, можно ответить на этот вопрос утвердительно. С другой же стороны, он просто следовал своим жизненным принципам, оказавшимся, к большому сожалению, трагически несовременными.