Рубрики
...

Polaroid: конец эпохи?

Профессия фотографа отмирает, по крайней мере, в привычном для людей старшего поколения виде. Люди перестали заказывать свои собственные или семейные портреты в студиях, и, возможно, общечеловеческая культура от этого многое потеряла. Ведь работа настоящего мастера выражала характеры порой не хуже живописного полотна. Наиболее талантливые фотографы переместили точку приложения своих усилий из области массового обслуживания населения в элитарные сферы и ищут цепким взглядом прекрасное в окружающем их мире, чтобы запечатлеть его, или, в крайнем случае, занимаются рекламой. В общем же, чтобы сделать удачный снимок, теперь специальные знания и навыки не нужны. Этот итог стал возможным благодаря нескольким фирмам, сделавшим фотодело доступным для всех. Одна из них – Polaroid.

Polaroid

Направление на упрощение

Прогресс в фотоделе осуществляли несколько фирм, но наиболее значимых прорывов добились две: Kodak и Polaroid. И если главный рекламный слоган первой предполагал, что клиент лишь нажмёт кнопку, а всё остальное возьмёт на себя компания, то вторая пошла ещё дальше. Самодеятельным фотографам (предполагалось, что после чудесного изобретения только такие и останутся) вообще не нужно будет больше никуда ходить, что-то заказывать и ждать. Им, любителям этим, нужно только направить фотоаппарат, щёлкнуть, - и всё, через короткое время изображение готово, оно проявится само.

Polaroid

Жизненный цикл продукта «Полароид»

Надежды на всесилие такой автоматизации в среднесрочной перспективе оправдались, и фирма заработала много денег, но, как всем известно, развитие цифровых технологий при массовом доступе к ним подорвало не один бизнес. В конце концов фирма Polaroid разорилась, и этот итог был практически закономерен. И хотя некоторые эксперты придерживаются мнения, что если бы компания вовремя внедрила то-то, и при этом своевременно отказалась от того-то, «то она бы сейчас…», но, вероятно, это не так. Весь «полароидный» бизнес был построен на получении потребителем мгновенных бумажных фотографий определённого формата. Всё остальное другие производители умели делать лучше и дешевле. Когда «главная фишка» оказалась невостребованной, фирму ожидал крах, предотвратить который никакие реформирования уже не могли. Бренд остался - для солнцезащитных очков и другой мелочи. Фототовары с этой маркой вряд ли когда-то впредь будут представлены на рынке. Тем не менее историю фирмы Polaroid было бы неверно воспринимать как грустное повествование о неудаче. Успех был, и настолько потрясающий, что пожелать чего-то подобного можно любому предпринимателю. Просто жизненный цикл главного продукта завершился, от чего никто не застрахован. А теперь - о том, как всё это происходило.

Лэнд

Создание фирмы

Основателем фирмы Polaroid стал выходец из одесской еврейской семьи, эмигрировавшей в США задолго до революции, родившийся уже в Америке. Эдвину Лэнду с детства нравились всякие оптические устройства. В школе он тоже интересовался этим направлением физики, а в Гарварде реализовал свои способности. Хотя университет он и бросил, будучи захваченным идеей, касавшейся свойств поляризованного света. Его изобретения в то время не имели прямого отношения ни к фотографии, ни к бизнесу, но уже представляли ценность своей возможностью коммерческого использования для контролируемого «приглушения» интенсивности излучения. Запатентовав технологию, 20-летний Лэнд продолжил учёбу, получив в своё распоряжение научную лабораторию (1929). Фирма Land-Wheelwright, названная именами учредителей (Джордж Уилрайт преподавал в Гарварде физику) начала свою деятельность сотрудничеством с «Кодаком», поставляя прецизионные фильтры для фототехники. К 1937 году доходы от продаж и патента на солнцезащитные очки позволили Лэнду зарегистрировать собственную корпорацию Polaroid, имеющую в своём названии слог, намекающий на поляризацию света.

Лэнд

Рост

Корпорация Polaroid сильно «поднялась» во время войны, занимаясь оборонными исследованиями, причём к фотографии они по-прежнему не имели отношения. Разрабатывались новые артиллерийские бинокли, перископы подводных лодок, ИК-приборы ночного видения, авиационная разведывательная оптика и даже дистанционные снарядные взрыватели. Когда война окончилась, заказы прекратились, но фирма уже достигла высокого уровня финансовых возможностей. Пора было создавать принципиально новый продукт массового спроса. Идея имелась.

фирма

Уникальный продукт

Эдвин Лэнд обоснованно считал, что если предложить рынку фотоаппарат, позволяющий оперативно оценить снимок, то такой продукт будет востребован. Сейчас, когда встроенные камеры есть в любом мобильнике, такая возможность кажется очевидной, а в 1944 году трёхлетней дочке предпринимателя она представлялась сказочной и фантастичной, каким, впрочем, казался бы и сам карманный телефон без проводов. Лэнд, тем не менее, понимал, что даже на уровне тогдашних технологий идея осуществима, и воспринял слова своего ребёнка как руководство к действию. Он трудился над реализацией замысла три года, и в результате создал аппарат, обладавший множеством недостатков, но позволявший получать почти мгновенное изображение. Реактивы на особую бумагу наносились внутри аппарата особыми валиками. И хотя качество снимка радовало не очень, новинка интерес вызвала. В 1948 году доработанная модель Land Camera 100 поступила в продажу. Цена её была высокой, но наценка на этот товар ставилась минимальная. Главный доход фирме приносила продажа кассет. Это фактор сохранился и позже, и поэтому, вероятно, Polaroid на современном этапе не перешёл на выпуск цифровой фототехники. Менее чем за два года (до 1950-го) фирма продала более миллиона картриджей.

Лэнд

Расцвет

Дальнейшее развитие компании проходило по всем законам рынка. Продукт совершенствовался, в шестидесятые появились цветные «Полароиды». Росла степень автоматизации, аппараты становились боле компактными и удобными, и останавливаться на этих этапах нет особой нужды – они представляют интерес в большей степени для исследователей истории технологий, чем для экономистов. Важнее - особенности личности Эдвина Лэнда, поражающей своей противоречивостью. В характере этого человека уживались консерватизм с прогрессивностью, умение мыслить нестандартно с определённой ограниченностью и нежеланием мириться с новейшими тенденциями. Автор великолепных маркетинговых идей не верил в эффективность рекламы. Стремясь к опережающему развитию, Лэнд был противником привлечения кредитных средств, считая, что тратить можно лишь уже заработанные деньги. В конечном счёте создатель фирмы отошёл от дел и даже проигнорировал юбилей «Полароида», бурно отмечавшийся в 1987 году. Через четыре года он умер.

фирма

Патентование

На протяжении почти всего срока актуальности столь специфического продукта, как средства и расходные материалы для мгновенного фотографирования, Polaroid оставался рыночным монополистом в этой области, и не потому, что другие фирмы не могли создать аналогов. Причина в том, что большинство ключевых технических решений, позволявших добиться результата, были защищены авторским правом и патентами. Вероятно, самая ожесточённая юридическая схватка произошла с «Кодаком» и окончилась выплатой «Полароиду» сотен миллионов долларов штрафа. Ирония судьбы состояла в том, что Kodak и сам вёл себя точно так же, отставившая свои исключительные права на изобретения. Иными словами, благодаря мощной работе своих адвокатов Polaroid не допускал на рынок конкурентов, пока в этом вообще был какой-то смысл.

Polaroid

Упадок

Все попытки нового менеджмента встроить стратегию компании в «цифровые» реалии успехом не увенчались. Для адаптации требовалось менять очень многое и весьма кардинально, а в случае успеха фирма «Полароид» просто переставала быть самой собой. Коммерческий успех базировался на дешевизне камер и большом объёме реализации картриджей, постепенно становящихся никому не нужными. Продукт тихо и естественно скончался. Фирма Polaroid обанкротилась и вернулась в исходную точку, к поляризованным светофильтрам. В хороших солнцезащитных очках потребность будет всегда.