Рубрики

Предприниматели помогут уничтожить нищету в мире

Согласно данным Всемирного банка, в период с 1990 по 2018 год количество людей, проживающих за чертой бедности, сократилось с 36 до 9 %. Тем не менее более одного миллиарда человек в мире живут менее чем на 1,9 доллара США в день (около 125 рублей). Но при более тщательном анализе выясняется, что в статистику попали только две страны – Китай и Индия. А в странах Африки количество людей, живущих в нищете, только возросло и, согласно прогнозам, будет лишь продолжать расти.

Многие факторы оказывают на это влияние: болезни, голод, коррупция, природные катаклизмы и так далее. Но основной причиной исследователи называют недостаток инвестиций в инновации. И здесь важную роль могут сыграть предприниматели. Именно они повлияли на уменьшение процента бедных в Индии и Китае. Именно инновации делают дорогие продукты простыми и доступными, благодаря чему многие люди могут их себе позволить. Более того, эти инновации служат прочной основой для создания и поддержания экономического процветания в регионе. Рассмотрим на конкретных примерах, как вовлеченные предприниматели устранили бедность и при этом развили успешный бизнес.

Лапша братьев Асуани в Нигерии

Тридцать лет назад Нигерия была не самым привлекательным местом для инвестиций. Страна находилась под военным управлением, 80 % населения жили в нищете, перспективы роста были слабыми из-за коррупции на всех уровнях власти.

В этих условиях Хареш Асуани и его брат Сажен решили накормить людей простой, вкусной и недорогой едой. И для этого пришлось создать рынок практически с нуля. Это значило, что заниматься нужно не только производством, но и развивать логистику и дистрибуцию.

С 1988 года компания братьев инвестировала в Нигерию около половины миллиарда долларов. И все это окупилось. Сейчас компания производит более 4,5 млрд пакетов лапши в год, выручка превышает миллиард долларов, в компании около 10 000 сотрудников, а если учитывать поставщиков, то работу получили около 50 000 человек. В бюджет страны поступают миллионы долларов налогов. И эта история не уникальна.

Мобильные телефоны в Африке

Суданский предприниматель Мо Ибрагим еще в 90-х годах рассказывал своим коллегам в British Telecom об африканских странах, где есть огромные возможности для развития рынка. Но над ним лишь посмеялись. Для сотрудников компании Африка была только местом, где война, бедность, коррупция и диктаторы.

В итоге Ибрагим уволился с работы и основал африканскую телекоммуникационную компанию Celtel. Деятельность начали вести в Уганде, Малави, Конго, Габоне и Сьерра-Леоне.

Благодаря этому население получило доступ к недорогим мобильным телефонам и связи. Как и братьям Асуани, Ибрагиму пришлось создать рынок: построить вышки сотовой связи и медицинские пункты, обучить технический персонал, помочь правительству разработать необходимые нормативные акты. И усилия окупились. К 2015 году в компании было 4 миллиона рабочих мест, 17 млрд долларов налогов внесено в бюджет. К 2020 году ожидается рост показателей: численность сотрудников достигнет 4,5 млн человек, сумма налогов составит 20,5 млрд долларов.

Ричард Лефтли предоставил страховку миллионам людей

Предприниматель обнаружил, что хотя в Африке проживает 16 % населения планеты, застрахованных только 2 %. И в этом он увидел огромные возможности. Но чтобы дать доступ к услуге людям, Лефтли пришлось радикально перестроить модель страхового бизнеса. Компания Ричарда MicroEnsure заключила партнерский договор с поставщиком мобильной связи, что дало возможность клиентам, купившим определенное количество минут, получить право на бесплатную страховку. Чтобы увеличить покрытие, нужно было доплатить всего 50 центов или 1 доллар.

Не всегда было легко, но вложения начали окупаться. Сейчас в компании Лефтли застраховано более 56 миллионов человек, по страховым случаям было произведено в общей сложности более 30 миллионов долларов выплат. 85 % клиентов компании Ричарда никогда раньше не покупали страховые продукты.

Уроки от предпринимателей

Бедность следует рассматривать не как препятствие, а как возможность. У каждой нации есть потенциал для роста. Инновации, создающие рынок, делают товары простыми и доступными, а хорошие товары - лучше. Это может стать целой системой, которая создает инфраструктуру и новые рабочие места. На примере Индии и Китая, где сотни миллионов людей за последние 30 лет смогли выбраться из нищеты, было доказано, что инновации являются важнейшим недостающим звеном.

Как вы думаете, возможно ли вообще уничтожить нищету в мире?