Рубрики

Tesla на грани банкротства?

Илон Маск пользуется репутацией настоящего чудотворца и даже гения. Его проекты выглядят порой фантастически, а декларируемые сроки реализации повергают в смятение – так быстро экстравагантный миллиардер обещает сделать то, чего не удавалось другим за десятилетия. Кое-что сразу не получается, другие замыслы заканчиваются неудачами, но Маск никогда не теряет оптимизма и продолжает прилагать усилия к тому, чтобы «сказку сделать былью». Тем не менее и у него появляются поводы для уныния, особенно если отбросить эмоции и оценить финансовые результаты принадлежащей ему компании Tesla и смежных предприятий.

Tesla

Проблемы с аккумулятором

За третий финансовый квартал 2017 года, то есть с июля по сентябрь, компания Tesla понесла рекордные за её историю убытки в размере 670 млн $. Маск объясняет такой итог отчётного периода объективными трудностями, связанными с запуском в производство новой модели электрокара Model 3. По его словам, подводят смежники, а именно Gigafactory (гигафабрика, о ней чуть позже), расположенная в штате Невада и изготовляющая наиболее сложное в технологическом отношении комплектующее изделие – аккумулятор. Планировалось, что она сможет наладить их производство, и тогда с конвейеров Tesla до конца года сойдёт двадцать тысяч ультрасовременных и экологически чистых автомобилей, а затем годовой выпуск вырастет до еженедельных 5000 единиц.

Tesla

Но почему-то этого не случилось. И причины ясны: аккумулятор, достаточно ёмкий, долговечный, надёжный и при этом по приемлемой себестоимости не смогли пока создать нигде (в том числе и в России), и нужно было быть очень большим оптимистом, чтобы строить расчёты на быстрое решение этой проблемы. Всё остальное – кузов, управление и прочие узлы – сделать по нынешним временам относительно просто. Получается, как у классиков юмористической литературы: Model 3 очень похожа на настоящий электрокар, но не работает. По состоянию на конец квартала произведены всего 260 автомобилей.

Субсидии под вопросом

Финансовая политика Республиканской партии, как и обещалось в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа, направлена на всемерную экономию и уменьшение государственного долга США. В связи с этим под сокращения подпадают многие расходные статьи федерального бюджета, в частности касающиеся выделения субсидий национальным производителям автотранспортных средств. До сих пор покупатели американских машин имеют право на двадцатипроцентную (или в сумме 7500 $) скидку при приобретении каждой единицы, но дальнейшее сохранение этой льготы под большим вопросом.

банкротство

Для Tesla это плохо не столько потому, что вырастут цены на автомобили на внутреннем рынке: подорожает и продукция конкурентов (Nissan, General Motors и проч.). Дело в том, что увеличится абсолютная разница в цене между обычным автомобилем и электрокаром, стоящим и так намного дороже. К тому же условия скидки имеют количественные ограничения и предусмотрены только для двухсот тысяч экземпляров, а 127 тысяч фирма «Тесла» уже продала.

Слишком высокая капитализация

По показателю стоимости активов компания Tesla завоевала мировое первенство, обогнав даже такого «монстра», как General Motors. При этом самый дорогой на свете автопроизводитель отнюдь не лидирует в аспекте объёмов производства и обеспечении занятости населения, и уж совсем отстаёт в рейтинге ведущих налогоплательщиков США.

Маск

За минувший год компания произвела и продала в Америке сто тысяч машин, в то время как GM – свыше трёх миллионов. На «Тесле» работают 18 тысяч сотрудников, а на «Дженерале» - 215 тысяч. Материальные активы (заводы, оборудование и прочее), контролируемые Маском, оцениваются в 4,3 млрд $, а General Motors владеет ликвидным имуществом на 44 млрд $. Из всего этого следует, что стоимость «Теслы» искусственно и многократно завышена.

Компания-иждивенец

Если бы не государственная поддержка по различным программам, фирма «Тесла» и другие структуры Илона Маска давно бы обанкротились, и в этом факте нет никакой коммерческой тайны. Сумма финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета в адрес SolarCity, Tesla Motors и SpaceX, превысила цифру 4,9 млрд $.

Маск

Формально эти предприятия стоят намного больше, но, как уже указывалось в предыдущей главе, реальных активов, подлежащих реализации в случае ликвидации группы компаний Маска не хватит на покрытие даже этих вложений. Кроме американского бюджета, донорскую роль исполняют и средства других государств (Германии, Норвегии, Великобритании), оказывающих поддержку в виде льгот и субсидий производителям экологически чистой продукции. Однако меры эти носят временный характер и постепенно снижаются или вовсе отменяются. Продажи электрокаров резко падают после введения на них налогов, как случилось, к примеру, в Гонконге и Дании в 2016 году. Без вмешательства властей банкротство практически неизбежно.

А что там с Hyperloop?

Tesla

Еще один пример явной переоценки степени технологических возможностей. При создании принципиально нового сверхскоростного транспортного средства, каковым объявлялся вакуумный поезд Hyperloop, разработчики столкнулись с непредвиденными проблемами, что, в общем-то, можно было бы считать нормальным явлением (трудности всегда возникают при внедрении чего-то революционного), если бы не колоссальные средства сторонних вкладчиков, инвестированные в проект с надеждой на дивиденды. А тем временем чудо-транспорт в трубе не то что до обещанных 1200 км/ч, но и до четырёхсот разогнать не удаётся, несмотря на все усилия высококлассных специалистов.

Маск не имеет к PayPal никакого отношения

Маск

Когда платёжная система PayPal создавалась компанией Confinity, а именно Максом Левчином, Питером Тилем, Люком Носеком и Кеном Хоури, Илон Маск даже, как говорится, и рядом не стоял. Единственная прослеживаемая связь наблюдается в приобретении сервисом убыточного онлайн-банка X.com, действительно ему принадлежавшего, после чего будущий владелец Tesla некоторое время выполнял обязанности менеджера по маркетингу объединённой компании, а также получил в качестве вознаграждения определённый пакет акций. Свою долю в PayPal Маск в 2002 году продал eBay и с тех пор к сервису вообще никакого отношения не имеет.

Первая гигафабрика

В 2013 году в СМИ появились сообщения о намерении Tesla в сотрудничестве с Panasonic создать некое гигантское предприятие, которое будет производить невиданные по качеству батарейки в немыслимых доселе количествах. Предполагались такие объёмы выпуска, что валовый продукт штата Невада в результате реализации проекта увеличится в 1,2 раза. Да что там Невада – предприятие обеспечит прирост всего ВВП США на 4%. Каждый второй элемент электропитания, продающийся в мире, должен был в результате быть американским, марки «Тесла».

Маск

Из пяти миллиардов требуемых инвестиций два – от японцев, а три готовы дать федеральные власти. К 2016 году Маск обещал, что всё будет готово. В Америке появятся 6,5 тысячи высокооплачиваемых вакансий, и под это дело была бесплатно выделена площадь вместе с ЛЭП и льготным тарифом на электроэнергию. Предприятие, названное «гигафабрикой», должно было выпускать некие загадочные элементы 18650, использовать только экологически чистые ресурсы и стать одним из трёх величайших в мире по размерам.

Гигафабрика вторая

Маск

В 2016 году массовый выпуск элементов 18650 не начался. Более того, в прессу просочились слухи об увеличении объёмов их закупки фирмой Tesla у Panasonic и Samsung, что косвенно подтверждало предположение о том, что американских батарей ждать предстоит ещё долго. Однако появились новые слухи о разработке другого типа источников питания, на этот раз под номером 21700, более совершенных. Опять проект был объявлен совместным Tesla с Panasonic. Вскоре, впрочем, выяснилось, что загадочные цифры означают лишь габаритные размеры, и это самые обычные батарейки, каких японская фирма производит очень много и сейчас. Маск парировал этот удар анонсом строительства новой гигафабрики на базе купленной им компании Grohmann Engineering, до этого поставлявшей аккумуляторы для BMW.

Что будет дальше? Возможно, руководство Tesla и впредь сможет убеждать федеральные власти поддерживать проекты, потрясающие своими масштабами и фантастичностью замыслов. Всё-таки какие-то успехи компания демонстрирует время от времени. Хотя и сомнения по этому поводу выглядят обоснованно.