Рубрики

Знаменитый самолет Airbus 380 уходит на пенсию: история роскошного судна, который проиграл битву за место "под солнцем"

Более века назад братья Райт совершили первый полет на собственноручно собранном самолете. С тех пор авиация не прекращает развиваться. Современные производители самолетов создают все более безопасные и вместительные модели. Но не всегда их идеи приживаются в мире. Так, компания Airbus официально заявила, что снимает с производства модель A380 - самолет, который долгое время считался самым огромным в мире. Что же стало причиной такого решения? Почему же вместительный и безопасный самолет не смог прижиться в авиации? Расскажем в этой статье.

Инженерное чудо

Еще во второй половине XX века авиация начала активно развиваться. Все больше людей предпочитали путешествовать именно по воздуху, считая этот способ наиболее быстрым и безопасным. С тех пор инженеры всерьез задумались о том, как перевозить больше пассажиров, чтобы экономить топливо и сделать перевозки более доступными. Известно, что первые разработки огромного по своим размерам самолета Airbus 380 начались еще в начале 90-х годов. Инженеры рассчитывали сделать его двухэтажным. Его вместительность по их задумке составляла около 500-800 человек. При этом эта модель должна была стать не просто средством для бюджетного перемещения, а своего рода аналогом круизного лайнера. В самолете планировалось разместить просторный бизнес-класс, бары и другие развлекательные объекты.

При этом A380 оснастили четырьмя мощными двигателями, которые позволяли достичь крейсерской высоты всего за 15 минут. Их заранее сделали не слишком шумными, чтобы их работа не мешала отдыху пассажиров.

Большие размеры - это не всегда хорошо

Разработка, строительство и первые испытания самолета заняли довольно много времени. Только в 2005 году состоялся его первый полет. Пассажиром такой огромный, но надежный самолет сразу же пришелся по душе. Его создатели надеялись, что A380 станет первой моделью будущего. Они планировали, что в дальнейшем авиационная промышленность станет чаще выбирать огромные самолеты, которые вмещают в себя до 1000 человек. Такие самолеты, по их мнению, должны были курсировать по самым популярным маршрутам. Однако их надежды не оправдались.

Со временем стало понятно, что на рынке авиаперевозок продолжают доминировать маленькие самолеты. Модель A380 долгое время соперничала с ними, но выиграть конкурентную борьбу не смогла. Бюджетные компании не могли позволить себе покупку такого огромного лайнера. Более того, некоторые аэропорты не имеют длинных и широких взлетных полос, чтобы принять этот самолет.

Конец эпохи

Самолеты A380 производятся в Тулузе во Франции. При этом никогда они не продавались американским перевозчикам. Зачастую эти самолеты покупала авиакомпания Emirates Airline, но и она со временем пришла к выводу, что данная модель просто не окупается. Других покупателей создатели Airbus найти не смогли. Сначала они пытались создать более экономичную модель лайнера, но их попытки не увенчались успехом. В итоге компания заявила, что полностью прекратит производство этого самолета в 2021 году. Стоит отметить, что уже имеющиеся модели продолжат летать до тех пор, пока срок их эксплуатации не подойдет к концу.

Обманчивые перспективы

Наверное, вы задаетесь вопросом, зачем вообще возникла необходимость создавать такой огромный самолет? Ведь сразу было понятно, что многие аэропорты не смогут его принять. Дело в том, что в 90-х годах авиация переживала существенный кризис. Аэропорты в крупных городах мира были сильно загружены, при этом эта проблема с каждым годом только усугублялась. Именно поэтому инженеры компании Airbus рассчитывали, что огромный двухэтажный лайнер сможет разрешить имеющиеся сложности. На разработку проекта самолета его создатели потратили более 25 миллиардов долларов. По их задумке эта модель должна была быть на 50% вместительнее их ближайшего конкурента - Boeing 747.

Будущее за маленькими самолетами

Но именно маленькие самолеты решили проблему постоянно перегруженных самолетов. Топливо со временем стало сильно дорожать, и авиакомпании стали на нем экономить. Airbus A380 из-за своих размеров потреблял его очень много, поэтому стоимость билетов существенно повысилось. Люди, привыкшие летать эконом-классом, предпочитали маленькие и более дешевые самолеты. Более того, они гораздо удобнее. Огромный лайнер мог приземлиться только в крупном аэропорту с широкими и длинными взлетно-посадочными полосами. Маленькие же самолеты без пересадок могли доставить пассажиров даже в небольшие города.

Одна из главных проблем A380 - это четыре мощных двигателя, которые сжигают огромное количество топлива. В целях экономии в дальнейшем все производители самолетов планируют создавать модели только в двумя двигателями.

Конкуренция с Boeing 747

Долгое время Airbus A380 соперничал с другим лайнером - Boeing 747, который начали выпускать в 1970 году. По задумке создателей современная модель должна была вытеснить его с рынка, но этого не произошло. Airbus так и не смог выйти на американский рынок, летая преимущественно в Европе и Азии. Со временем же стало понятно, что оба самолета не могут конкурировать с менее вместительными моделями. Они потребляли куда меньше топлива, а значит и билеты на эти рейсы стоили значительно дешевле. В итоге главным конкурентом стал самолет Airobus A350, выпущенный в 2015 году. Он вмещает в себя от 250 до 365 пассажиров, но потребляет гораздо меньше топлива. Кроме того, самолет построен из новейших материалов, что делает его легче и безопаснее для пассажиров. Однако и тут компания Boeing идет по пятам за Airbus, выпуская модель 787, пришедшую на замену более вместительному лайнеру 747.

Emirates Airline - крупнейший покупатель A380

Создатели огромного лайнера уже через несколько лет поняли, что не угадали будущих тенденций рынка авиаперевозок. Однако самолет пришелся по душе компании Emirates Airline, которая за все время приобрела более 100 лайнеров. Они связывают международный аэропорт Дубая с другими крупными городами мира. Оттуда эти огромные самолеты летают в Лондон, Амстердам, Рим, Париж, Москву, Нью-Йорк и другие мегаполисы. Производитель с самого начала был зависим от этой авиакомпании, так как она была его крупнейшим покупателем. В 2018 году создатели Airbus признали, что могут отменить производство самолета, однако тогда Emirates Airline спасли положение. Они сделали еще один крупный заказ на несколько лайнеров, который обошелся им в 16 миллиардов долларов.

Но со временем авиакомпания Emirates Airline тоже столкнулась с тенденцией подорожания топлива. Они приняли решение отказаться от дальнейших закупок, отдав предпочтение менее габаритным самолетам, потребляющим меньше топлива. Однако A380 по-прежнему будут связывать Дубай с другими городами, пока срок их эксплуатации не закончится.

Положение A380 стало критическим, когда от него отказался еще один крупный покупатель - авиакомпания Qantas из Австралии. За несколько месяцев до объявления о снятии самолета с производства они отменили крупный заказ на 8 лайнеров, сделанный еще в 2006 году. Это и предопределило будущее данной модели.

Последствия отказа от производства A380

Главная причина отставки самолета - его неокупаемость. И авиакомпании, и пассажиры все чаще отдают предпочтение небольшим моделям, а спрос на крупные с каждым годом падает. Сам производитель утверждает, что до последнего пытался спасти огромный лайнер, предлагая его практически всем перевозчикам. Но отказ Emirates Airline и других авиакомпаний сделал его дальнейший выпуск невозможным.

Из-за этого решения компания Airbus будет вынуждена сократить количество своих работников в течение последующих 3 лет. По их подсчетам, им придется уволить от 3500 до 134 000 сотрудников, занимавшихся сборкой A380. Часть из них компания планирует перевести на разработку других моделей.

Но не стоит думать, что этот огромный двухэтажный самолет в ближайшее время исчезнет. Срок эксплуатации A380 составляет несколько десятков лет, поэтому они будут летать до 2030-х годов. Так что у вас еще есть возможность полетать на этом гиганте.

А что вы думаете этому поводу? Какие самолеты нравятся вам? Большие или маленькие? Хотели ли бы вы когда-нибудь увидеть двухэтажный A380? Или же вы уже успели полетать на нем? Поделитесь своим мнением в комментариях.