Рубрики

Автобус увозит пассажиров к самолету без опознавательных знаков и эмблем: как некая "призрачная" авиакомпания десятилетиями связывала Каир и Тель-Авив

В 2007 году Майкл Пейли отправился в Каир, чтобы навестить свою дочь Нааму, студентку Мичиганского университета, которая провела семестр в Египте, изучая арабский язык. Через несколько недель у него была запланирована рабочая поездка в Израиль, поэтому он попросил одного из администраторов поездки забронировать ему билет прямо из Каира в Тель-Авив. В обычный день это путешествие занимает около 50 минут.

Как долететь в Израиль?

"Раньше я не нервничал из-за этого, - говорит он, вспоминая поездку. - Но добравшись до аэропорта, я почувствовал легкий мандраж, когда не смог найти нужный выход на трап. На табло не было информации о моем рейсе, поэтому мне пришлось спрашивать прохожих, куда идти. Когда я все-таки нашел "нужную дверь", на ней не было никакого опознавательного знака, который говорил бы, что это путь в Тель-Авив".

Наконец Пейли посадили в автобус, который отвез его и остальных пассажиров в дальний угол летного поля, где их уже ждал маленький белый самолет без опознавательных знаков и эмблем. Они поднялись на борт. "Такое чувство, что ты едешь куда-то незаконно", - говорит он, добавляя, что странное ощущение от полета осталось с ним даже спустя годы.

Перелет, о котором не кричат

Самолет без опознавательных знаков принадлежал авиакомпании Air Sinai, которая выполняет рейсы только между Каиром и Тель-Авивом. В 1979 году Израиль и Египет подписали исторический мирный договор, который положил начало дипломатическим отношениям между двумя странами и сделал Египет первым арабским государством, признавшим государство Израиль. Air Sinai, основанная в 1982 году, должна была выполнять условия договора в течение трех лет после подписания: обе страны должны поддерживать активные маршруты гражданской авиации - это означает, что всегда должен был быть прямой рейс между Израилем и Египтом. О нем можно особо не говорить, но быть он должен.

"Практически весь арабский мир бойкотировал Египет после заключения договора", - объясняет Дэниел Курцер, который наблюдал за выполнением условий договора в качестве посла США в Египте с 1979 по 1982 год. Он добавил, что эта реакция соседних стран, а также общая враждебность к Израилю среди египетских граждан заставили Египет отказаться от полетов Каир-Тель-Авив на своем национальном перевозчике EgyptAir, который был ведущей авиакомпанией во всем арабском мире.

Самолеты и пилоты в аренду

Это нежелание привело к созданию авиакомпании Air Sinai, что позволило Египту выполнить условия договора, не имея прямого отношения к EgyptAir. Air Sinai использовала пилотов EgyptAir, самолеты и бортпроводников, работающих по договору найма, который фактически не означал никакой разницы между двумя авиакомпаниями, кроме как на бумаге. Осторожность все же была соблюдена: отсутствие каких-либо логотипов на самолетах обеспечивало некоторую конфиденциальность полета, и многие задавались вопросом, следят ли египетские военные за путешественниками между двумя странами. Посол Курцер сказал, что он не удивится, если египетские военные имели свою долю в авиакомпании.

Любой, кто ищет в интернете авиабилеты из Каира в Тель-Авив, найдет множество вариантов, предлагающих непрямые рейсы с остановками в таких городах, как Амман или Стамбул. Если же найти ссылку на прямой рейс, выполняемый некой авиакомпанией под названием Air Sinai, то любая попытка забронировать билет закончится сообщением, предлагающим позвонить в турагентство или связаться с авиакомпанией напрямую.

Для тех, кто в курсе

Проблема заключалась в том, что у Air Sinai не было веб-сайта, не было публичного расписания рейсов и не было механизма онлайн-бронирования. Звонить было некому. Хотя технически авиакомпания была дочерней компанией EgyptAir с 2002 года, EgyptAir сделала вид, что никакой связи не было. Единственный способ забронировать авиабилет Air Sinai, для тех, кто в курсе, состоял в том, чтобы пройти через полное сервисное туристическое агентство или написать письмо в компанию, найдя адрес через "сарафанное радио". Затем сотрудник запросит скан вашего паспорта и международный банковский перевод, чтобы покрыть стоимость билета.

Авиакомпания брала только наличные, а иногда и только доллары США. В течение многих лет, до того как Air Sinai начала принимать электронные письма и банковские переводы, потенциальные пассажиры прибывали в офис Тель-Авива с конвертами наличных денег и уезжали с желтым билетом, который выглядел как реквизит 1950-х годов. Совсем недавно пассажиры начали получать информацию о своем рейсе по электронной почте. С оплатой было не легче. Так, одна американка, поняв, что ей нужно отменить свой рейс, должна была найти друга с израильским банковским счетом, который мог бы принять возврат денег от ее имени.

Сбитые с толку пассажиры обнаружили и некоторые обходные пути системы бронирования: пара из Атланты, например, которая летела рейсом Air Sinai летом 2019 года, сказала, что они просто позвонили EgyptAir из США и продолжали "переводиться" на других операторов, пока они не нашли кого-то, кто был готов записать их информацию и выдать билеты.

Сайт из ниоткуда

В феврале 2020 года появился сайт flyairsinai.com. Внезапно возникла возможность забронировать рейс Air Sinai. Пассажиры могли выбрать любой из ежедневных рейсов без необходимости общаться по электронной почте с незнакомцами из офиса Air Sinai. Они могли даже использовать кредитные карты.

Хотя это можно было бы рассматривать как признак теплоты между Израилем и Египтом, причина была в другом. Сайт позиционирует себя как стороннее туристическое агентство. Когда об этом спросили сотрудника Air Sinai, ответственного за бронирование билетов, он начал отрицать наличие какой-либо связи с сайтом, хотя добавлял смайлик в конце своего письма. Затем сотрудник и вовсе перестал отвечать на любые запросы о комментариях.

Судя по всему, самолеты так и останутся без опознавательных знаков.

"Эйр Синай" и "Нефертити"

На протяжении десятилетий этот маршрут отражал политические события. После своего основания в 1982 году авиакомпания "Эйр Синай" взяла на себя управление маршрутом "Каир-Тель-Авив" от авиакомпании "Нефертити". Египетский предприниматель Эльхамий Эльзаят основал компанию, чтобы извлечь выгоду из новых туристических возможностей, осуществляя полеты между двумя странами в 1980-1982 годах. Эльзаят также управлял парком автобусов между двумя странами, который оставался популярным способом передвижения для израильтян, посещающих Египет до 2012 года.

На тот момент Air Sinai оставалась единственной авиакомпанией, выполнившей условия нормализации отношений между странами в 1979 году. Кроме того, гораздо труднее путешествовать египтянам, которые должны получить выездную визу от египетского правительства, чтобы даже посетить Израиль, а также визу от израильского посольства, которое в настоящее время не имеет персонала на местах в Египте. Въезд для граждан Египта в определенном возрасте (для мужчин от 60 до 45 лет, а для женщин, как правило, моложе 35 лет) требует дополнительного разрешения.

Религия "бьет" политику

Один значительный сдвиг в туризме пришел от коптских христиан: в 2015 году папа Тавадрос II, папа коптской церкви, отменил запрет на посещение Израиля, который был издан его предшественником после заключения мирного договора 1979 года. С тех пор христиане-копты посещают религиозные объекты в Израиле в возрастающем количестве. Хотя израильский туризм на спаде, он все еще существует, причем израильтяне часто скрывают свою личность, чтобы предотвратить негативные реакции. Одна туристическая группа израильтян, которая посетила Храм Филе в Асуане, одном из самых южных городов Египта, в рамках поездки в 2016 году, сказала, что они чувствуют себя комфортно, говоря громко на иврите, хотя большинство египтян считали, что они греки или итальянцы.

Работать будем

Сегодня Air Sinai продолжает обслуживать бизнесменов, коптских путешественников, христианских паломников и туристов, путешествующих по всему Ближнему Востоку. Присутствие в интернете говорит о том, что авиакомпания заинтересована в том, чтобы выйти из укрытия, чтобы привлечь больше клиентов, чему, возможно, мешают вопросы безопасности. Хотя израильский туризм не восстановил свои показатели, наблюдавшиеся в 1980-х и 1990-х годах, продолжающееся существование компании Air Sinai служит напоминанием о том, что связи между этими двумя странами остаются как возможными, так и активными. Возможно, скоро наступит время, когда израильтяне и египтяне смогут посещать страны друг друга чуть более открыто или, по крайней мере, чуть проще будут авиаперелеты.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание