Австралия производит 90 % от мирового объема тонкой шерсти для одежды, однако перерабатывает очень мало. Некоторые фермеры призывают возродить текстильное производство, чтобы помочь пострадавшей из-за пандемии экономике.
Ведущий производитель тонкой шерсти
Возможно, это просто самый плохо хранимый секрет австралийской экономики. Но всему миру известно, что страна не перерабатывает шерсть и хлопок собственного производства. В 90-е годы, когда тарифы текстильной, швейной и обувной промышленности были значительно завышены, а Китай предлагал более низкие цены и эффективные способы переработки, почти вся инфраструктура переместилась за рубеж.
Прошло три десятилетия и, несмотря на то, что в Австралии производится 90 % мирового объема тонкой шерсти для одежды, почти все перерабатывающие заводы в стране закрылись. Почти 80 % австралийского сырья отправляется в Китай, а 90 % хлопка экспортируется. И, опять же, большая часть перерабатывается в Азии. Инноваций в местной легкой промышленности не было уже давно, поэтому отрасль стагнирует.
И это удивительно, поскольку шерсть является предметом национальной гордости. Австралийская пряжа востребована в парижских ателье и на трикотажных фабриках Реджо-Эмилии. Австралия по сути является монополистом в сфере производства сырья для пряжи. Это должно сделать ее лидером, получающим большой доход. Однако возможности капитализации в этой сфере ограничены.
Одна напасть за другой
Разрушительные лесные пожары прошлого лета были только первой из многих неудач 2019 и 2020 года. В июне, ссылаясь на последствия пандемии, Национальная федерация фермеров призвала к возрождению производства пищевых продуктов и пряжи. Организация заявила, что возрождение переработки шерсти принесет большую пользу региональным экономикам и защитит австралийских фермеров. Министр сельского хозяйства Виктория Жаклин Саймс поддержала эту инициативу и выразила заинтересованность в возрождении местного производства.
Пандемия увеличила спрос на товары, произведенные в Австралии, что является желанным изменением для сторонников устойчивой моды. Местное производство само по себе не является более экологичным, но местные производители должны соблюдать австралийские законы о защите окружающей среды и занятости.
Противники идеи
Противники этой инициативы указывают на дорогостоящие препятствия, которые и отправили когда-то переработку за границу. Но Дэвид Мичелл, владелец одной из немногих оставшихся фабрик по производству пряжи, сказал корреспонденту АВС, что технологические достижения последних лет снизили стоимость переработки на территории Австралии.
По мере того как стоимость на местном уровне снижается, растет ценность самого процесса. Модельеры все чаще стремятся рассказывать историю происхождения ткани. Потребители хотят знать, где был выращен хлопок их футболки. Покупатели готовы платить больше за такие свитера, которые были сделаны из местного сырья.
Поскольку ряд скандалов, связанных с принудительным трудом, разоблачает такие компании, как Nike, H&M и Uniqlo, лидеры отрасли и потребители в равной степени пристально смотрят на прозрачность цепочки поставок.
Условия успешного развития
Чтобы австралийская переработка стала прибыльной, нужно внедрить автоматизацию и инновации в нишевые области. Она также должна идти в ногу с потребительским спросом на продукцию, производимую с учетом углеродного следа, прав человека и животных.
Мировая индустрия моды несет ответственность за 5-10 % глобальных выбросов парниковых газов. С истощением ресурсов и ростом выбросов углекислого газа переход к передовым технологиям неизбежен, что делает коммерчески целесообразным австралийскую текстильную промышленность уже сейчас.
Одним из наиболее убедительных предлагаемых решений является регенеративное выращивание натуральных волокон, включая шерсть, хлопок, лен и коноплю. Регенеративное земледелие - это широкие термин, который включается в себя различные сельскохозяйственные практики, направленные на восстановление почвы с конечной целью поглощения углерода из атмосферы и возвращения его в землю.
Регенеративное сельское хозяйство
Фермер из Нового Южного Уэльса и писатель Чарльз Масси говорит, что регенеративное сельское хозяйство «явно имеет лучшие перспективы для сокращения выбросов углерода». Кроме того, ученые отметили сокращение выбросов как критическое условие для достижения целей Парижского соглашения.
Ранние последователи такой стратегии уже интегрируют регенеративное сельское хозяйство в свои цепочки поставок. Иван Шуинар описывает его как «самое главное, что люди могут сделать для борьбы с глобальным потеплением». Его компания Patagonia работает с фермерами в Индии и выпустила коллекцию хлопчатобумажных футболок, произведенных с учетом новых технологий.
Люксовая группа компаний Kering (включает бренды Gucci, Saint Laurent и Bottega Veneta) работает с Институтом Савори над увеличением количества регенеративного сырья в своей цепочке поставок, а также над отдельным проектом в Китае. Эта глобальная тенденция дает возможность австралийской промышленности извлечь выгоду из технологий, которые уже существуют на местных фермах.
Итоги
В июне ученые CSIRO объявили о разработке генетически модифицированного хлопка, который снизит экологический вред, причиняемый стадией окрашивания в текстильной промышленности.
Учитывая уязвимость Австралии к глобальному потеплению (об этом свидетельствуют страшные пожары 2019 года), инвестиции в местный бизнес и регенеративную промышленность имеют ключевое значение.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание