Рубрики

Через 10 лет никто не будет покупать смартфоны и автомобили – на смену "эпохе владения" идет "эпоха подписки"

Эра смартфонов подходит к концу, и Тим Кук - генеральный директор Apple - прекрасно это понимает. Недавно его слова прозвучали как признание. По мнению Кука, Apple десятилетиями занимается производством аппаратного и программного обеспечения мирового класса. Но сейчас фирма акцентировала внимание на услуги мирового уровня в виде сервисов и приложений, которыми пользуются миллионы людей. И сейчас они более востребованы. Кук считает, что "эпоха владения" постепенно вытесняется "эпохой подписки".

Мнение экспертов

С появлением сервисов Apple TV+, Apple News+ и Apple Arcade (видеоигры) технологический гигант завершает переход на "экономику подписки". Не так давно Apple перестала быть компанией продуктов. Об этом сказал американский предприниматель и технический евангелист Тянь Цуо в интервью Business Insider. Стратегия компании уже давно основана не на продаже смартфонов, а на специализированных услугах с использованием Apple ID.

По словам Цуо, изменение направления деятельности Apple является последним примером переломного момента в экономической истории, который он называет началом "эпохи подписки". В своей недавно опубликованной одноименной книге автор предсказывает конец "эпохи владения".

Как утверждает Цуо, цифровизация ведет к возрождению модели подписки, основанной на примере Netflix и Spotify. Это, в свою очередь, постепенно разрушает все сектора: от автомобильной промышленности до розничной торговли и производства. На первое место выходит спрос на услуги.

В 21-м веке, где молодые клиенты предпочитают потреблять, а не владеть, компании должны переключиться свою бизнес-модель на подписки, чтобы выжить. Им приходится использовать различные средства, чтобы лучше узнать своих клиентов.

Цуо подчеркивает, что новое поколение предпочитает индивидуальность, жаждет гибких предложений от различных компаний. Статус, который воплощает собственный дом, автомобиль или смартфон уже не так важен.

Товар или услуга?

Цуо, который занимается работой над подписками DAZN, Financial Times и Caterpillar со своей компанией Zuora, разрабатывающей программное обеспечение стоимостью в несколько миллиардов долларов, является одним из самых громких, но далеко не единственным ИТ-евангелистом новой "эпохи подписки".

Даже в автомобильной промышленности - основной отрасли Германии - скоро наступит конец "эпохи владения", считает эксперт.

Фердинанд Дуденхеффер - глава Центра автомобильных исследований (CAR) при Университете Дуйсбурга - Эссена - недавно опубликовал результаты собственного исследования скидок для немецкого автомобильного рынка. Он выяснил, что в будущем клиенты будут чаще покупать подписки, чем новые автомобили. Например, Lidl уже предлагает Fiat 500 по месячной ставке 89 евро, что соответствует 35-процентной скидке на прейскурантную цену, что не является распространенным на рынке.

"Эпоха подписки"

Со стороны отрасли также есть сигналы, указывающие на изменение бизнес-модели, в первую очередь новое совместное предприятие Daimler и BMW. Две автомобильные компании создали гигантскую платформу мобильности, которая обращается именно к целевой аудитории, которая отказывается от собственного автомобиля.

Компания Volkswagen уже осознает, что не будет продавать автомобили через десять лет. Правильные модели подписки, где клиенты платят регулярно и имеют доступ ко всему спектру продуктов и услуг в автомобильной промышленности, все еще немногочисленны. Одну из них недавно продемонстрировал Volkswagen: производитель предлагал некоторые из своих моделей в качестве подписки на три, шесть или двенадцать месяцев, включая бесплатную замену автомобиля.

Цуо считает, что сейчас главным является вопрос: как удержать своих клиентов, даже если они решат не покупать автомобиль? По словам эксперта, при разработке новых бизнес-моделей немецкие автопроизводители могли бы многому научиться у Netflix: «В Netflix точно знают, что все смотрят. Таким образом, они хорошо понимают, чего хотят клиенты, прежде чем вкладывать миллионы долларов в новое шоу».

Подобное отслеживание поведения пользователя также возможно в автомобиле. Например, идентификатор Volkswagen, которым пользуются клиенты, может предоставить информацию о том, любит ли он быстро ездить, как часто пользуется багажником, есть ли у него пассажиры.

Вопрос безопасности

Защита данных и низкий доход создают проблемы для компаний при переориентировке на подписки. И именно в этом заключается основная проблема новой экономики. Даже если клиенты с готовностью раскрывают свои данные, компании должны иметь возможность хранить их в безопасном и зашифрованном виде. Это их обязательство. Но как мы знаем из недавних новостей, даже Facebook потерпел неудачу в этом вопросе. Что говорить о производителях классических автомобилей и машин, которым будет труднее решить проблемы информационной безопасности.

А как же прибыль?

Другой причиной, которая делает переход на модель подписки непривлекательной для многих компаний, является краткосрочное падение дохода. В то время как Apple, например, берет 1000 евро при продаже одного iPhone, в модели подписки за квартал расходуется всего несколько десятков евро. Инвесторам это не очень нравится. На этом фоне утверждения Цуо, по крайней мере, кажутся дерзкими. Тем не менее он убежден в преимуществах "экономики подписки". "Apple будет иметь гораздо более стабильные продажи, потому что клиенты будут обеспечивать их постоянным доходом в долгосрочной перспективе", - уверен эксперт.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание