Через три дня после того, как сгорела мельница, Аарон Фойерштейн, тогда 70-летний и седовласый, предстал перед своими рабочими. Это было как раз перед Рождеством 1995 года, и сотрудники Malden Mills были готовы к худшему. Получив страховку, Фойерштейн, вероятно, мог бы закрыть дело, основанное его венгерско-еврейским дедом в 1906 году, и уйти на пенсию вполне комфортно. Но он объявил, что перестроится и будет держать каждого работника на зарплате. Сообщалось, что при этом плакали все, включая репортеров.
Основания для уверенности
У Фойерштейна были все основания быть уверенным в себе, даже стоя на пепелище своей мельницы. В 1981 году его команда инженеров разработала плотную полиэфирную ткань, которая оставалась теплой, когда намокала и быстро высыхала. Это была первая синтетическая альтернатива шерстяной изоляции. Они назвали его PolarFleece. Много лет спустя журнал Time назвал его одним из 100 лучших изобретений XX века.
Особенности материала
Флис очень практичен, прост в уходе и универсален в использовании. Это обусловлено материалом, из которого он производится, и технологией. Сырье для производства - синтетическое волокно полиэстер. Часто пользуются и вторичным сырьем – пластиковыми отходами: бутылками или пленкой. Ткань обрабатывают в зависимости от ее предназначения.
Изготовление
Флис является нетканым материалом. Из синтетических волокон создают плотное трикотажное полотно, затем его подвергают термообработке. После этого создают собственно флис с присущими ему свойствами. Специальным станком, оснащенным валиками с мелкими крючками, крошечные петельки из полотна поднимаются, его целостность не нарушается. Так образуется пушистый начес из тончайших волокон полиэстера со множеством дышащих пор.
В процессе обработки снижается горючесть флиса. Различными составами придаются ткани определенные качества. Чтобы на поверхности не было катышков, и не терялись потребительские качества, осуществляется антипилинговая обработка.
Бренд
Бренд, который изобрел синтетический флис, теперь называется Polartec, и он расширил границы исследования на открытом воздухе. "То, чего достигли люди, было бы невозможно, если бы мы прекратили инновации в шерсти", - говорит Дэвид Карстад, креативный директор и вице-президент по маркетингу Polartec, который недавно был приобретен Milliken & Company.
"Полартек" тоже не прекращал заниматься инновациями во флисе. В середине 90-х годов компания обратила свое внимание на экологическую устойчивость и впервые применила переработанную полиэфирную пряжу, изготовленную из пластиковых бутылок, в качестве производительных тканей. С тех пор бренд вывез около 1,5 млрд бутылок со свалок и продолжает лидировать как в производстве тканей, так и в области устойчивых инноваций.
Правильное время
Когда ткань PolarFleece впервые появилась на рынке, время было выбрано правильно. Ивон Шуинар, основатель Patagonia, был недоволен шерстяной, хлопчатобумажной и нейлоновой одеждой для альпинистов и искал что-то новое. Polartec и Patagonia сотрудничали, чтобы улучшить ворс и сделать более мягкую, двустороннюю ткань. В 1985 году они создали synchilla (синтетическую шиншиллу) - флис для легендарного пуловера Patagonia Snap-T.
Примерно в то же время, когда Шуинар прогуливался по выставке спортивных товаров в Чикаго, он увидел футбольные майки из полиэстера производства Milliken. Они разработали процесс травления поверхности полиэстера, чтобы его было легко мыть и он не пропускал влагу. Это стало основой прочного нижнего белья Capilene Long от Patagonia, выпущенного в том же году и в том же сезоне, что и synchilla fleece.
"Это был расцвет индустрии, - говорит Карен Битти, старший менеджер по продуктам, работающий в Polartec с 1980-х годов. - Мы определили потребности, которые не были удовлетворены для снаряжения и теплой одежды, поэтому это были проблемы, над которыми мы начали работать. Мы хотели дать возможность кому-то получить лучший опыт, не отвлекаясь на дискомфорт".
И все же, полиэфирные и другие волокна на основе пластика зависят от добычи ископаемого топлива. Polartec и Patagonia сотрудничали снова для того, чтобы конструировать и изготовить ткань, путем использования пластиковых бутылок из-под воды вместо Виргинских пластиковых смол, и в 1993 они создали первую в мире рециркулированную ватку полиэстера.
Невероятный прорыв
Это был невероятный прорыв, который Карстад хорошо помнит. Он только что окончил колледж и работал в недавно открывшемся "Адидас Америка". "Мы получили эти пурпурные и зеленоватые пуловеры из флиса, - вспоминает он. - Это был первый раз, когда мы увидели ткань, сделанную из переработанных бутылок. Все это было так ново"
Как раз в самый разгар процесса переработки шерсти сгорела мельница "Полартек", и последовала серия других неудач. Но история была далека от завершения. Инженеры Polartec продолжали повышать качество переработанных тканей, и в 2005 году бренд заключил партнерство с производителем, который разрабатывал более качественные и недорогие переработанные нити. Это был коммерческий переломный момент, позволивший Polartec заменить большую часть продукта virgin идентичными переработанными версиями.
Требования к производительности и долговечности могут затруднить поиск коммерчески доступных переработанных полиэфирных нитей, но по мере развития технологий Polartec не отстает. Бренд имеет более 200 стилей, выполненных с минимальным содержанием переработанного материала в 50 %. Цель же состоит в том, чтобы достичь 100-процентного содержания вторичного сырья во всех продуктах. "Это очень большая часть того, кто мы и что мы делаем", - говорит Битти.
Но, по словам президента Polartec Стива Лейтона, следующий уровень устойчивого производства - это цикличность. То есть изделия из полиэстера, должны быть изготовлены из переработанного материала, который сам может быть переработан.
Ключ к движению вперед
"Это будет ключом к движению вперед, - говорит Лейтон. - Иметь возможность взять толстовку Polartec в конце ее жизни и положить ее в мусорное ведро, так же как пластиковую бутылку - вот конечная цель".
Теперь, когда Милликен приобрел Polartec, этот уровень инноваций еще более перспективен. Как глобальный производитель с более чем 150-летним опытом текстильной промышленности, Milliken сродни крупному исследовательскому университету и уже давно выступает за устойчивое развитие.
Лейтон, давний лидер Milliken, который возглавил бизнес Polartec в июне, говорит, что приобретение открывает путь для научного прогресса в области переработанного текстиля. "Я волнуюсь, когда думаю о том, сколько ученых-материалистов и инженеров мы имеем в области исследований и разработок в Milliken, - говорит он. - Наша команда пластмасс уже сделала некоторые важные шаги в [переработке] полипропилена. Надеюсь, мы сможем применить его к полиэфирам и пойти дальше".
Он показывает, что специальные команды ученых-материаловедов и инженеров Milliken работают над различными областями устойчивого развития для бренда Polartec. Они разрабатывают ткани с переработанным содержанием, исследуют биоразлагаемые ткани и изучают комбинирование синтетических волокон и конопли. "За всем этим стоит огромная энергия", - говорит Лейтон.
Лидирующие позиции
Четверть века спустя после изобретения переработанного флиса Polartec занимает лидирующие позиции в производстве экологически чистых тканей. "Мы не можем решить неразрешимые проблемы, возникшие за последние сто лет промышленного производства одежды, но мы, безусловно, можем изменить то, как это влияет на планету в будущем, - говорит Карстад. - Если какая-либо отрасль поможет сделать это, то это индустрия, работающая над созданием ткани, предназначенной для улицы, так как последняя полностью зависит от наружных условий".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание