Рубрики

Да похвалите же его скорее: начальники-нарциссы хамят от полной неуверенности, но этому можно противостоять

По словам психиатра и писателя Пабло Хагемейера, нарциссы-начальники оказывают негативное влияние на своих подчиненных. Эгоистичное и предвзятое поведение лидеров-хамов в конечном итоге заставляет сотрудников чувствовать себя неудобно и защищаться от нападок. Нарциссы так поступают, чтобы скрыть собственные слабости и неуверенность.

Как ведут себя боссы-нарциссы

Нарциссические боссы обычно стараются контролировать все процессы на рабочем месте, но это не приносит пользу компании или предприятию. Они руководят, прежде всего, по одной причине: для повышения собственной самооценки.

По словам психиатра и писателя Пабло Хагемейера, нарциссы глубоко внутренне незащищены и имеют преимущественно негативное представление о себе.

Чтобы скрыть эти сомнения в себе от самих себя и от других, они чрезмерно компенсируют это и прибегают к вероломным методам вроде унижения и насмешек. Хагемейер рассказывает, что это такое и как можно защитить себя.

Нарциссические боссы настраивают сотрудников друг против друга

«Нарцисс старается добиться признания и хорошо выглядеть в глазах окружающих», - говорит Хагемейер.

Если сотрудники слишком влияют на ощущения и самооценку такого босса, например выражая критику, нарциссические менеджеры часто становятся агрессивными и параноидальными, объясняет психиатр.

Компетентные начальники окружают себя сильными сотрудниками, которые знают и могут делать больше, чем они, принимают обратную связь и также могут выражать ее. Иначе обстоит дело с нарциссическими, некомпетентными и слабыми руководителями. Чтобы не раскрыть свои слабости и некомпетентность или повысить свою уверенность, они натравливают своих сотрудников друг на друга и не прислушиваются к мнению окружающих.

«О таких личностях часто шутят, что они всегда готовы воткнуть нож в спину. Делают они это через разлад в коллективе», – говорит Хагемейер.

Как они влияют на сотрудников

Реализуют такую тактику боссы посредством индивидуальных интервью с членами команды, в которых специально укрепляют свою лояльность по отношению к команде, то есть они выгораживают себя заранее. Как правило, нарциссы высказывают личное и эмоциональное подтверждение, например хваля работу сотрудников или обещая им блестящие карьерные возможности.

В таких разговорах нарциссы выигрывают от когнитивной эмпатии. То, что они не могут проявить сочувствие, - неверное предположение. Напротив, они могут даже стратегически "включать" и "выключать" сочувствие, чтобы манипулировать собеседником.

Эмоциональная и когнитивная эмпатия

Под эмпатией большинство из нас понимает то, что называется эмоциональной эмпатией, при которой мы не только распознаем эмоции и мысли других людей, но и сопереживаем им. Напротив, нарциссы используют когнитивную эмпатию.

«Когнитивная эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека, почувствовать, что для него подходит, и соблазнить, мотивировать или убедить его этим, – объясняет Хагемейер. – Но это чистая стратегия. Сочувствие только когнитивное, то есть мысль, а не ощущение. Многие попадаются на это».

Жертвы нарциссов не только симпатизируют им, но, по словам Хагемейера, часто даже не находят основание усомниться в их словах. Таким образом, ошибка частично связана с жертвами – они обычно хотят верить в то, что слышат.

Например, руководитель может указать, что коллега из соседней комнаты намеревается занять эту должность. Перемежая это ложью, нарциссические руководители усиливают давление на сотрудника и вселяют тот же параноидальный страх, которым они сами страдают.

Поведение такого менеджера может привести к тому, что одни люди в команде будут получать положительную оценку, а другие будут запуганы. Босс-нарцисс же остается во главе этого хаоса и контролирует его своими хитрыми методами.

Как противостоять

Есть несколько способов противостоять нарциссу:

  • Хвалите его. Нарциссы любят похвалу, поэтому избавят вас от нападок.
  • "Упакуйте" критику в комплименты. Нарциссы не выносят критику. Это нарушает их искусственно созданный образ себя. Но есть один трюк - использовать для критики "оберточную бумагу", состоящую из похвалы и признания.
  • Поощряйте. По словам Хагемейера, если нарцисс проявляет поведение, которое вы считаете хорошим, вы можете подкрепить его, делая то, что поощряет такое поведение.
  • Немедленно устраняйте любые нарушения личного пространства или комфорта. Если ваш начальник переступает черту, вы можете сказать ему, что вас не устраивает такое поведение.
  • Используйте юмор как оружие. «Юмор - наиболее зрелый способ справиться с психологическими и эмоциональными состояниями напряжения», - говорит Хагемейер. Это не означает, что вы должны смеяться над нарциссом, но вы можете использовать юмор, чтобы показать ему, что его восприятие собственной важности является искаженным восприятием.
  • Перефокусируйте его внимание. Нарциссы очень хорошо умеют заставлять вас думать и делать то, чего вы не хотите. Они могут заставить вас заниматься проектом, который вам неинтересен. Для этого сосредоточьте внимание не на смене обязанностей, а на самом проекте. Расспросите о нем, чтобы за время рассказа придумать способ уйти от задачи, которая вам не нужна.
  • Не позволяйте себе обижаться на членов команды. Боссы стремятся сохранить свою власть и положение, разделяя команду. Тогда кого-то в коллективе предпочитают, а кого-то игнорируют или унижают. Вот почему одно из самых важных правил в отношениях с нарциссическими менеджерами - хорошо общаться в команде. Если менеджер плохо себя ведет, коллектив может выступить как единое целое.
  • Если вы испробовали все методы и ничего не работает, остается один вариант: вы можете предъявить нарциссичному руководителю ультиматум. Сообщите боссу, что вы прекратите сотрудничество, если положение дел не изменится.

Заключение

Важно обращать внимание на манипуляции начальника, если вы почувствовали что-то неладное. Если повлиять на босса нельзя, проще закончить с ним сотрудничество и отыскать такое рабочее место, где ценится благополучие сотрудника.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание