Рубрики

Дачники и индейцы: почему канадский муниципалитет и коренные народы Великих Озер сражаются за дикий рис

Джеймс Ветунг - один из тех, кто готов отправиться в тюрьму за дикий рис. С детства он помогал своим дядям собирать урожай в районе озер Каварта, что к северо-востоку от Торонто. В Рождество на праздничном столе всегда был его любимый десерт - рисовый пудинг. Но все изменилось. Сегодня существует напряженное, десятилетнее противостояние между Ветунгом и частными владельцами озер. Почему же коренным народам Великих Озер приходится сражаться за дикий рис?

Рисовый рай

"80 лет назад в большинстве озер Кавартха было много дикого риса, - говорит Ветунг. - Раньше это была самая большая "рисовая чаша" в Северной Америке. Я слышал историю об огромной рисовой грядке, которая имела длину 27 км и ширину 1,5 км. Теперь ее нет"

Мужчина винит исчезновении этого растения строительство канала Трент- Северн в 1833 году. Когда-то важный судоходный маршрут теперь является национальным историческим объектом, управляемым парками Канады, и популярной зоной отдыха на природе. Но проблематично кататься на лодках, рыбачить и купаться там, где произрастают густые рисовые плантации. И владельцы зон отдыха утверждают, что в результате падает стоимость недвижимости.

В итоге Ветунг, который пересаживал дикий рис в этой области в течение последних 30 лет, оказался у них "крайним". Его противники создали сообщество под названием Save Pigeon Lake, чтобы помешать усилиям мужчины. Эта, без преувеличения, битва настолько драматична и продолжительна, что известный канадский писатель Дрю Хейден Тейлор, который и сам родом из первых наций Кривого Озера, написал об этом пьесу под названием "Дачники и индейцы".

"Мне все равно, кто там что создает, - говорит Ветунг. - За свою идею я готов сесть в тюрьму".

Конференция возрождения

Возрождение дикого риса в Кавартах началось в 1986 году, когда Ветунг принял участие в конференции под руководством Доктора Питера Ли из Лейкхедского университета, биолога, специализирующегося в области экологии водно-болотных угодий. Сегодня, выйдя на пенсию, Ли говорит, что конференция имела двойную цель: рассказать сообществу больше о диком рисе и поощрять людей выращивать его. Конференция проходила на реке Виннипег, где еще в 1970-х годах произрастало более 16 000 га риса. "Куда не глянь, везде был дикий рис", - говорит Ли. Сегодня, по его оценкам, площадь уменьшилась почти на четверть от первоначального размера.

Эта конференция была призывом к действию со стороны других общин коренных народов. Вместе они положили начало тому, что Ветунг называет "восстанием за продовольственную безопасность".

Трудности обработки

Сам Ветунг - стройный, подтянутый мужчина средних лет. По бокам головы волосы у него выбриты, а черный ирокез зачесан назад за солнцезащитные очки, поднятые надо лбом. Настоящий индеец. Озорная улыбка мелькает на его губах, когда он показывает бочку с ржавой трубой на одном конце. Это его рисовая жаровня. У него можно найти и более ранние поколения машин для обработки дикого риса.

Кстати, она является трудоемким процессом. Ветунг обжаривает рис на огне из сахарного клена, придавая ему дымный аромат. Чтобы отделить мякину или шелуху от каждого зерна, рис помещают в шкуру или одеяло над отверстием в земле. Чтобы ускорить работу, Ветунг построил то, что он называет "танцующей машиной", с резиновыми лопастями, удаляющими мякину. Традиционно рис и разрыхленную мякину подбрасывали в воздух с помощью одеяла, чтобы ветер мог унести несъедобные частицы. Современное решение "мастера риса" - это отсеиватель, построенный из старого печного вентилятора.

Божий дар

Ветунг называет дикий рис божьим даром. На языке оджибве, народов Великих озер анишинаабе, дикий рис - это маномин, что буквально переводится как "хорошее семя" или "духовная пища".

"Возвращение маномина означает выживание для нас, - говорит Ветунг. - Наши люди сильно болеют. Мы уже настрадались, живя в этом заповеднике. Дикий рис - это один из способов сохранить здоровье нашего народа."

Дикий рис богат белком, клетчаткой, витаминами группы В и минералами, что делает его питательнее белого риса, овса, ячменя и пшеницы. Витунг надеется, что дикий рис снова станет обильным источником пищи для Кривого Озера и других коренных народов.

Многие люди, живущие рядом с озерами в Мичигане, считают дикий рис сорняком. Они не хотят, чтобы он рос на их территориях, поэтому они обращаются за разрешением на введение химических веществ в воду, которые убивают его, - рассказывает Барб Бартон.

Не рис и не сорняк

Бартон является членом группы штата Мичиган по дикому рису и биологом исчезающих видов. В 2009 году Мичиганский государственный университет наградил Бартон премией Extension Diversity Award за работу с Мичиганскими племенами на маномине.

Первое, что нужно знать - это то, что маномин - вовсе не рис. Zizania palustris, zizania aquatic и zizania texana (встречаются только в Техасе) - травы, произрастающие в Северной Америке, где они предпочитают расти в плавно текущих водных путях с мутным дном. В то время как зизания растет в основном в центре континента. Это настолько важно для коренных народов, что слово manoomin внесло свой вклад в большее количество топонимов, чем любое другое растение в Северной Америке.

Бартон говорит, что к началу 20-го века растение потеряло большую часть своего разнообразия, и винит во всем лесозаготовки, бурение и осушение заболоченных земель.

Особенно сильно маномин пострадал от строительства плотин. Одна такая плотина, построенная в конце 19-го века, изменила жизнь племени Верхнего озера Чиппева. "Поднявшийся уровень воды полностью затопил рис, - говорит Бартон. - Многие люди раньше занимались торговлей рисом, поэтому они потеряли свой основной источник дохода. Это вынудило их уехать от озера в город. Маномин чрезвычайно важен для племенного народа"

Белые пятна

Но есть и обнадеживающие признаки. Белоземельная полоса Оджибве в Миннесоте недавно приняла закон "О правах человека". Это первый в своем роде документ, гарантирующий права дикого риса на существование, а также чистую воду и среду обитания, необходимые для его процветания, как в заповеднике, так и вне его.

"Жаль, что у нас должен быть закон, - говорит Бартон. - Но я думаю, что это помогает донести мировоззрение племенных народов до широкой общественности"

Доктор Ли соглашается: "Дикий рис обеспечивал питание для коренных народов задолго до первого контакта с европейцами и является очень важной частью их наследия, которую необходимо уважать." Сегодня Ветунг вместе со своей дочерью Дэмин гарантирует, что битва за спасение дикого риса в Кавартах будет продолжаться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание