Рубрики

Доверяй, но проверяй: как защитить себя и свой бизнес от мошенничества

Сфера деловых отношений представляет собой привлекательную среду для злоумышленников. Бизнес как источник дохода и платформа для распределения финансовых потоков очень выгодны с точки зрения интеграции мошеннических схем. Прежде всего это касается компаний, которые работают в открытом рыночном пространстве и не имеют специальной защиты от финансовых преступников. Именно для таких предприятий специалисты предлагают несколько советов по защите себя и своего дела от мошенников.

1. Технология собственной проверки партнеров

Даже мелкий бизнес сегодня не может быть эффективным и прибыльным, если он ведется в изолированной от других участников рынка форме. Речь идет о связях с разного рода участниками предпринимательской деятельности, которые помогают выполнять отдельные задачи – например, поставку товара, логистические операции, реализацию и т.д. Соответственно, должны быть определенные договоренности с партнерами.

Задача думающего о безопасности своего бизнеса предпринимателя в этом контексте будет заключаться в наличии собственных инструментов проверки благонадежности потенциального партнера. На этапе первичной договоренности должен быть сформулирован перечень вопросов по фактам его деятельности, которые могут вызывать интерес. Например, к фактам целевой проверки могут относиться следующие сведения:

  • как долго (с какого года) фирма представлена на рынке;
  • каковы доходы партнера;
  • каковы отзывы его клиентов и контрагентов;
  • соответствуют ли предоставленные в рамках переговорного процесса данные реальной документации;
  • каковы образование и трудовая биография основных представителей партнерской стороны.

Желательно, чтобы по каждому вопросу были отработаны собственные механизмы достоверной проверки без вовлечения сторонних лиц. Их отработка потребует времени и финансовых ресурсов, но в будущем этот опыт позволит исключить множество рисков и угроз для компании.

2. Фиксировать подозрительные признаки

Зачастую в специальных проверках нет потребности, если речь идет об откровенно недобросовестных фирмах, которые предлагают сотрудничество. Определить их можно по сомнительным предложениям – как правило, они звучат слишком привлекательно. На самом же деле так действуют и мошенники низкого уровня, предлагая заманчивые условия, но с одним важным нюансом. От условной «жертвы» всегда требуется первой исполнить определенные обязательства. В данном случае это может быть, к примеру, оплата поставок продукции. Цены крайне низкие, но платить нужно быстро и в упрощенной форме. Загвоздка же в том, что после перевода денежных средств никаких поставок не произойдет.

3. Создание системы сдержек и противовесов

Одна из самых сложных областей финансовой деятельности с точки зрения обеспечения контроля – это внутренняя бухгалтерия в крупных компаниях. Мошенники в самом штате могут годами проводить серые сделки и поддерживать работу незаконных схем в интересах сторонних лиц и своего личного кармана. Выявить подобные преступления крайне сложно, если их внедряют и покрывают настоящие профессионалы.

И все же в последние годы активно продвигается практика установления системы сдержек и противовесов, когда внутри отдела работают и регулирующие органы с широкими полномочиями. Причем желательно внедрять системы контроля с разделенными обязанностями и, возможно, из разных сторонних компаний.

4. Рациональный расход ресурсов

Скрытые формы мошенничества могут использовать механизм долговременного вовлечения клиента в финансовые схемы, которые со временем становятся все менее выгодными для него. Изначально сделка предлагает вполне приемлемые условия сотрудничества без каких-либо признаков жульничества. Однако система такого взаимодействия чем-то напоминает инвестиции с высоким вкладом. Чтобы получить ожидаемую прибыль, требуются все более солидные суммы для поддержания договоренностей.

Подобные схемы раскрываются не сразу, но при первых же признаках из них следует выходить. Проблема заключается лишь в том, что расторжение договора может обойтись недешево. Эксперты рекомендуют расторгать подобные сделки невзирая на расходы, поскольку в будущем компания будет нести еще большие убытки.

5. «Доверяй, но проверяй»

Данная пословица в современном бизнесе особенно актуальна. Можно сказать, что доверию в деловых отношениях и вовсе нет места, но это не так. Долговременные партнерские отношения с компаньонами, репутация которых формировалась годами, вполне заслуживают доверия. Другое дело, что сама техника делового сотрудничества не избавлена от косвенного влияния, непрогнозируемых обстоятельств и разного рода нюансов, которые даже с близкими коллегами заставляют проверять все сделки «от и до».

Заключение

Практика мошенничества в сфере бизнеса – явление обычное и хорошо знакомое опытным предпринимателям. Его особенность заключается в широком разнообразии видов и проявлений, поэтому бывает сложно распознать прямые риски и опасности. Более того, не всегда злоумышленники, которые пытаются выудить наживу из владельцев бизнеса, являются преступниками с точки зрения права. Сложные схемы работают таким образом, что в силу тонких психологических уловок предприниматели сами охотно вовлекаются в махинации, которые по своей структуре выглядят законными. Поэтому особенно в крупных компаниях оправдывает себя специальный отдел, который будет отслеживать подобные угрозы в постоянном режиме и на высоком профессиональном уровне.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание