Рубрики

Древние артефакты: как буддизм способствовал распространению письменности по всему миру

Чувствовали ли вы себя когда-нибудь так, будто находитесь в беличьем колесе, в то время как что-то огромное и страшное вонзает в вас свои клыки? Если да, то вам наверняка понравится буддийская танка непальского мастера Будды Ламы. Картина была создана для выставки произведений буддийского искусства, которая проходит в Британской библиотеке Лондона. Экспозиция включает свитки, артефакты и иллюстрированные книги. Возраст некоторых из них насчитывает 2000 лет. Они могут многое рассказать об истории буддизма и о том, какое влияние эта религия оказала на культуру разных стран.

Буддийские принципы и европейская культура

Хотя такие буддийские принципы, как осознанность, давно проникли в европейскую культуру, другие могут оставаться не столь известными. Например, в буддизме есть теория реинкарнации: каждый поступок человека в текущей жизни определяет его будущее в последующих воплощениях. Колес сансары символизирует бесконечный круговорот смерти и рождения. Его наглядно иллюстрирует картина Будды Ламы: человек находится в большом колесе, которое держит Яма, властелин ада и верховный судья. Его волосы горят, а голову украшает корона из черепов. В центре колеса находятся три животных, символизирующих причины страданий, три «яда»: невежество (свинья), алчность (петух) и гнев (змея). Последние два животных появляются из пасти свиньи: таким образом, невежество рассматривается как основное препятствие для достижения чего-либо.

Колесо сансары

Вся жизнь человека на картине заключена в колесе сансары. Верхняя часть отведена для царства богов (которое представляет собой позолоченную клетку, а нижняя - для ада. Также Лама изобразил царство полубогов и людей, животных и «голодных призраков» - людей, которыми правят их пороки. После смерти любое живое существо перерождается. Если человек возрождается в человеческом царстве, то ему повезло, поскольку именно здесь он может избежать следующего круга сансары и достичь нирваны.

Человек умирает и перерождается в различных секторах колеса в соответствие со своим поведением и поступками. Чем больше внимания вы уделяете своим физическим потребностям, а не развитию духа, тем неприятнее будет ваше следующее воплощение. При этом буддизм не принимает в оправдание невежество или незнание, которые, как мы уже поняли, и являются главным источником всех бед.

Выставка

Выставка в Британской библиотеке Лондона предлагает посетителям ознакомиться с философией буддизма через экспонаты. Среди них есть и древние артефакты, и настоящие произведения искусства. На входе располагается позолоченный Будда 19-го века, который держит мифический фрукт миробалан, являющийся лекарством от трех пороков. Во многих произведениях, представленных на выставке, Будда изображается как великий целитель человеческих страданий. Например, в верхних углах картины Танки нарисован Будда, который указывает нам путь к выходу.

Выставка поднимает и давние споры на тему того, является ли буддизм религией, или нет. «В буддизме нет «высшего божественного существа» или бога-творца, - говорит Яна Игунма, куратор выставки. - Будда скорее похож на учителя, наставника, и каждый изучает его философию и историю жизни с помощью текстов и иллюстраций». Те произведения искусства, которые остались после предыдущих поколений, являются действительно захватывающими и могут о многом нам рассказать.

Буддизм и письменность

На данный момент около 500 миллионов человек в мире считают себя буддистами, однако точного числа мы никогда не узнаем. Чтобы быть буддистом, вам не обязательно проходить обряд посвящения - вы можете практиковать и принимать элементы этой религии любым способом, которым захотите. Никто не скажет вам, что вы делаете что-то неправильно.

Передача учения

Буддизм сосредоточен на сохранении и передаче учения Будды. На протяжении всей истории этой религии ее последователи старались использовать письмо, манускрипты и другие предметы, которые могли позволить сохранить знания. И в результате это стало одним из больших толчков для распространения письменности по всему миру. Например, ксилография имела решающее значение для распространения буддизма в Восточной Азии. В свою очередь, буддизм помог распространить печать. Как говорит Игунма: «Буддийская традиция закреплять сведения в манускриптах была важной частью мировой цивилизации. Разнообразие письменных материалов и креативность в производстве рукописей и книг поражают воображение. Буддисты определенно были и остаются сторонниками новых технологий».

Путь слова

Буддийские рукописи и книги создавались на самых разных материалах: камнях, пальмовых листьях, драгоценных металлах, слоновой кости, ткани, бумаге и шелке. Учения Будды написаны на санскрите, пали, китайском, тибетском, японском, юго-восточных азиатских языках, а также на западных. Как отмечает Игунма, на выставке представлены объекты из 20 стран, созданные в разные исторические периоды.

Все они отличаются продуманностью, деликатностью и красотой, которые скользят в идеях Будды. Поражает и разнообразность средств передачи. Ранний пример буддийского текста, выгравированный на золотых листах, демонстрирует, насколько изысканным и в то же время долговечным может быть наследие этой религии.

Рукописи на пальмовых листьях были наиболее распространенной формой передачи текстов еще со времен Будды до развития печатных станков: то есть примерно с 500 года до н. э. по 19-й век. Листья пальмы были доступны на всей территории Индии и Юго-Восточной Азии. Обрезанные, обработанные и высушенные, они хорошо впитывали чернила и сохранялись довольно долго, несмотря на большую влажность азиатских стран. В результате получались «книги», состоящие из больших продолговатых листов - хороший эквивалент современным бумажным изданиям. То есть буддизм стал фактически производить книги задолго до того, как к этой мысли пришли в Европе.

Экспонаты выставки

На выставке можно увидеть Гандхаранские Буддийские тексты, датированные 1-м веком н. э. Они были созданы приблизительно спустя 400 лет после смерти Будды. Они имеют исключительное значение. Игунма говорит, что именно их можно считать древнейшими из существующих письменных писаний буддизма. Свитки сделаны из бересты в Гандхара - древнем буддийском королевстве, которое когда-то находилось на территории современного Афганистана и Пакистана. Свитки кажутся ветхими и хрупкими, но буквы на них по-прежнему хорошо различимы.

Вторым по возрасту свитком является Сутра о пути десяти благих деяний, которая была найдена в пещерах рядом с Дуньхуаном в Китае. К этому времени бумага уже активно использовалась в центральной и восточной Азии, где более сухой климат позволял применять этот тонкий материал. Сутра представляет собой окрашенную бумагу длиной 2,5 метров. На ней изображено десять царей подземного мира, которые сидят за столами и судят добрые и злые поступки людей. Рядом сидит секретарь, делающий записи. Те души, которых осудили, одеты в деревянные колоды. Также на бумаге изображено шесть ступеней перерождения, которые нужно пройти тем, кто хочет достичь нирваны.

Звук

На выходе стоит большой колокол наподобие тех, которые обычно используются в буддийских храмах для медитации или пения. Посетители могут ударить в него небольшим молотком. Если буддизм можно было бы изобразить звуком, то это была бы именно эта мелодия. Это звук пробуждения, призыв к вниманию. Как и другие экспонаты, колокол является непосредственной частью огромного пласта культуры, который был сохранен при помощи свитков и рукописей на протяжении тысячелетий.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание