Рубрики

Ее голос давал надежду ленинградцам: как сложилась судьба "блокадной музы" Ольги Берггольц

Ольга Федоровна Берггольц в страшные годы блокады для многих ленинградцев стала поэтессой, олицетворяющей стойкость города. Долгих три года, практически каждый день, Ольга Федоровна выходила в радиоэфир, читая горожанам стихи. Люди старались пережить еще один день только для того, чтобы еще раз послушать "ленинградскую мадонну" — человека несгибаемого мужества и недосягаемой моральной высоты.

Многие исследователи и любители истории считают блокадный феномен Ольги Берггольц настоящим чудом. Малоизвестная до войны поэтесса и автор детских книжек заставляла обессиливших ленинградцев подниматься и идти вперед, жить практически за гранью возможностей человека. Выступления Ольги имели такую силу, что фашисты внесли ее в список людей, которые должны были быть уничтожены сразу же после взятия Ленинграда.

Пионерская организация вместо института благородных девиц

Родилась Ольга Федоровна Берггольц 16 мая 1910 года в семье врача. В юности она была невероятно симпатичной. Родители мечтали отдать ее в институт благородных девиц. Однако сбыться этим мечтам было не суждено. В 15 лет Ольга стала не благородной барышней, а пламенной пионеркой.

Первое замужество "блокадной музы"

В возрасте 15 же лет Ольга Берггольц стала членом молодежного литературного объединения «Смена». В этот клуб, где собирались молодые поэты, часто заглядывали Маяковский, Багрицкий, Уткин. Именитые поэты помогали молодежи найти себя в литературе.

В клубе «Смена» Ольга в последующем познакомилась и со своим первым мужем — Борисом Корниловым. Сейчас этого поэта помнят только как автора песни «Нас утро встречает прохладой...». В то время же Борис был успешным, известным поэтом.

Семейная жизнь с Корниловым у Ольги Берггольц, к сожалению, не сложилась. После свадьбы поэт даже не расстался со своей предыдущей любовью — Татьяной и посвящал ей стихи. В конечном итоге Корнилов и вовсе зазвездился и объявил Ольге о том, что они не сошлись характерами.

После развода Ольга оставила матери их общую с Борисом дочь Ирину, а сама уехала в Казахстан. Здесь поэтесса работала журналистом.

Второй брак

В 1930 году Ольга вернулась в Ленинград и вышла замуж за своего одногруппника по филологическому институту Николая Молчанова. Именно в это время она начала писать детские книжки. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, однако на Ольгу посыпались новые несчастья. Сначала умерла ее годовалая дочка Майя, а через два года — дочь Ирина.

Арест

В состоянии сильнейшей депрессии Ольга решилась на новую беременность. И тут случилась еще одна беда. В 1937 году, во время очередных чисток, поэтессу арестовали. Считается, что причиной стал, во-первых, арест ее первого мужа Бориса Корнилова, а во-вторых, оговор поэтессы ее бывшим другом, поэтом Леонидом Дьяковым.

Сестра Ольги Мария сделала все возможное, чтобы вытащить ее из тюрьмы. Однако вернулась домой поэтесса, полностью потеряв интерес к жизни. Ее третья дочь родилась мертвой прямо в тюрьме.

Война

После выхода из тюрьмы, находясь в депрессии, Ольга начала пить. Поэтесса понимала, что жизнь ее катится к позорному концу, но ничего не могла с собой поделать. Наладить новую жизнь Ольге помог ее муж Николай Молчанов. Однако надеждам на счастье вновь не суждено было сбыться — началась война.

Ольга должна была эвакуироваться из Ленинграда вместе с мужем. Но в конечном итоге она осталась в блокадном городе. Николай Молчанов был отправлен на строительство Лужского рубежа. В 1942 году у него обострились хронические заболевания и развилась дистрофия. 29 января муж Ольги Берггольц умер.

Голос Ленинграда

Сидеть без дела в опасное для страны время Ольга не могла. Поэтесса отправилась в Союз писателей и сказала, что готова помочь чем может. Таким образом она и стала «нашей Олей», "ленинградской мадонной", выступлений которой так ждали голодные, обессилевшие люди. Именно Ольге Берггольц принадлежит фраза, которую сегодня знают даже совершенно далекие от поэзии люди: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание