Люди с большей вероятностью вернут потерянный кошелек, если в нем есть деньги - и чем больше денег, тем лучше. Это удивительный вывод исследователей, которые разместили более 17 000 «потерянных» кошельков в 355 городах в 40 странах и отслеживали, как часто кто-то связывался с предполагаемыми владельцами.
Наличие денег (в эквиваленте около 13 долларов США в местной валюте) увеличивает этот показатель до 51 %, по сравнению с 40 % для кошельков без наличных денег. Эта тенденция наблюдалась практически в каждой стране, хотя фактические цифры были разными.
Исследователи подняли ставки в США, Великобритании и Польше. Результат вырос до 72 % для кошельков, эквивалентных примерно 94 долларам, по сравнению с 61 % для кошельков, содержащих 13 долларов. Если денег не было, ставка составляла 46 %.
Как это может быть?
«Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди, как правило, заботятся о благополучии других, и у них есть отвращение к тому, чтобы считать себя вором», - сказал Ален Кон из Мичиганского университета, один из авторов которого сообщил в четверг результаты в журнале Science.
Другой автор - Кристиан Цюнд из Цюрихского университета - сказал, что «внезапно возникает чувство воровства», когда в кошельке есть деньги. «И это еще больше похоже на воровство, когда деньги в кошельке представлены в большой сумме», - добавил он. Эта идея была подкреплена результатами опросов, проведенных исследователями в названных странах.
Кошельки в исследовании были на самом деле прозрачными визитками, выбранными так, чтобы люди могли видеть любые деньги внутри, не открывая их. Команда из 13 научных сотрудников представлялась людьми, которые только что обнаружили находки и передали их в банки, театры, музеи или другие культурные учреждения, почтовые отделения, гостиницы и полицейские участки или другие государственные учреждения. Ключевой вопрос заключался в том, будет ли сотрудник, получающий каждое дело, связываться с предполагаемым владельцем, чье имя и адрес электронной почты были указаны на трех одинаковых визитных карточках внутри.
Визитные карточки были изготовлены так, чтобы предполагаемый владелец казался местным жителем, а также был приложен список покупок. В некоторых случаях также содержался ключ, и такие «владельцы» чаще получали ответ, чем в случаях без ключа. Это привело исследователей к выводу, что забота о других играет свою роль, поскольку, в отличие от денег, ключ ценен для его владельца, а не для незнакомца.
Эффект вложенных денег
Эффект вложенных денег проявился в 38 из 40 стран, за исключением Мексики и Перу. Нации сильно различались по тому, как часто связывались с «владельцем» кошелька. В Швейцарии этот показатель составлял 74 % для кошельков без денег и 79 % с ними, в то время как в Китае этот показатель составлял 7 % и 22 %, соответственно. Цифры США были 39 % и 57 %.
Исследование показало, как действуют сотрудники, когда им на работе предоставляется кошелек. Но будут ли те же люди вести себя иначе, если они найдут кошелек на тротуаре?
«Мы не знаем наверняка, - сказал Мишель Марешаль, автор из Цюрихского университета. - Но другие анализы показывают, что новые результаты отражают общую степень честности людей и высокой вероятности возврата».
Шауль Шалви из Университета Амстердама, который написал комментарий, сопровождавший исследование, сказал Associated Press, что подозревает, что оно проливает свет и на то, как люди будут вести себя с кошельком, найденным на улице.
Результаты поддерживают идею о том, что люди заботятся о других, а также о том, чтобы быть честными.
Роберт Фельдман - профессор психологии в Университете Массачусетса в Амхерсте, не принимавший участия в работе, сказал, что он подозревал, что эксперимент мог бы выглядеть иначе, если бы задействовали обычных людей, а не сотрудников, действующих в официальном качестве.
Реальный результат
Но Фельдман назвал исследование впечатляющим и заявил, что оно кажется «очень реальным результатом».
Дэн Арили, профессор психологии в Университете Дьюка, который не принимал участия в исследовании, сообщил, что полученные выводы указывают на то, что удержание большего количества денег будет труднее рационализировать. «Это очень соответствует тому, как социологи думают о нечестности», - сказал он.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание